На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: joey tempest
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

О музыке

Рок в СССР

Строго говоря, рок-музыка в СССР зародилась не в 1980, а несколько раньше, еще в 60-х гг. XX века. В 1969 г. появилась рок-группа, которой суждено было дожить до нашего времени и стать одной из прародителей современной российской музыки: это был знаменитый московский коллектив "Машина времени".

В 1973 г. в Ленинграде была образована группа "Аквариум", впоследствии ставшая лидером всего музыкального рок-движения 1980-х. Но, несмотря на появление отдельных рок-коллективов ("Санкт-Петербург", "Мифы", "Автоматические удовлетворители", "Крематорий", "Урфин Джюс" и т.д.), молодежная контр-культура еще не стала ведущим "генератором идей" в искусстве.

Рок официально не был разрешен в СССР, и поэтому многие рок-концерты конца 1970-х - начала 1980-х гг. проводились подпольно, при строгой конспирации (так называемые "квартирные концерты"). По этим причинам в 1980 - 1981 гг. рок только "набирался силы".

Но в 1982 г. в городе на Неве произошло знаменательное событие, оказавшее огромное влияние на последующую историю всего рок-движения: было образовано первое в стране любительское объединение музыкантов - Ленинградский рок-клуб (впоследствие такие клубы стали организовываться по всей стране - в Свердловске, Владивостоке и других городах).

В него вошли "Аквариум", "Автоматические удовлетворители", "Зоопарк", "Тамбурин", "Мифы", "Санкт-Петербург" и некоторые другие группы. Создание рок-клуба стало толчком для создания новых ансамблей, впоследствии ставших суперзвездами русского рока - "Кино", "Алиса", "Странные игры", "Ноль", "Объект насмешек", "Аукцион" и т.д. С 1983 года в Ленинграде ежегодно проходили рок фестивали, на которых выступали ведущие коллективы северной столицы. Центром советского рок-движения на длительное время становится город на Неве.

Причин, по которым рок-столица обосновалась именно в Ленинграде, а не в Москве, немало, но главной является следующая. Когда в Москве в 1980 году проходили Олимпийские игры, все "сомнительные элементы", среди которых было немало приверженцев рок-музыки, были вывезены за пределы города. Таким образом, зарождавшаяся столичная рок-музыка была погублена "на корню". Ленинград же такой тотальной чистки не проходил, и поэтому стал колыбелью рок-культуры СССР. Несомненно, в Москве также создавались интересные рок-ансамбли, такие как "Воскресение", "Крематорий", "Звуки МУ", но они были лишь единичными явлениями в рок-истории СССР.

Таким образом, к 1984 году движущие силы грядущей рок-революции уже сформировались и были готовы к выходу на всесоюзную сцену - требовался лишь повод. Таким поводом стали события не музыкальные, а социальные, связанные с очередной сменой высшего руководства страны.

11 марта 1984 года после смерти К.У.Черненко ЦК КПСС избрал новым Генеральным секретарем ЦК М.С.Горбачева. Грандиозные перемены, начатые им и получившие название "перестройка", захватили все области социальной жизни страны.

На ХХVII съезде КПСС в докладе Горбачева впервые был употреблен термин "гласность". По замыслу Генерального секретаря, свобода слова должна была способствовать укреплению "социализма с человеческим лицом". В любом случае, рок-культура не могла не воспользоваться столь удобным моментом для окончательного выхода из подполья.

Рок-клубы, подобные ленинградскому, стали организовываться по всей стране. В мире рок-музыки стали появляться быстро набирающие популярность коллективы, такие как московские группы "Браво", "Центр", "Бригада С"; свердловские (вторая рок-столица России) "Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Агата Кристи"; владивостокские "Туманный стон", "Муми Тролль" и др.

Вообще, период с 1985 по 1989 годы следует считать периодом расцвета русского рока вообще и одного из его направлений - "социального рока" - в частности. В эти годы русской рок-музыкой были созданы ее лучшие произведения, которые исполнялись ее самыми яркими исполнителями. Именно в этот период вышли замечательные альбомы таких групп, как "Кино" ("Последний герой", "Группа крови"), "Наутилус Помпилиус" ("Разлука", "Князь тишины"), "Алиса" ("JAZZ", "Энергия", "Шестой лесничий"), "Звуки МУ" ("Простые вещи", "Zvuki mu"), "Телевизор" ("Шествие рыб"), "ДДТ" ("Я получил эту роль"), "Гражданская оборона" ("Сто лет одиночества", "Инструкция по выживанию"), "Агата Кристи" ("Второй фронт", "Коварство и любовь"), "Центр" ("Центромания") и многих других интересных коллективов.

Нужно отметить, что наибольшее влияние на советскую рок-музыку оказали группы из Ленинграда и Свердловска. Кстати, вопрос о столице советской рок-музыки 80-х гг. остается открытым - на гегемонию ленинградцев в профессионализме и в техническом отношении свердловчане отвечали превосходством в чисто творческом плане.

На мгновение отвлечемся от темы нашего исследования и заметим, что в музыкальном отношении русская рок-музыка 1980-х гг. была весьма неоднородной и разношерстной. На советской рок-сцене встречаются такие направления рок-музыки, как классический рок-н-ролл ("Браво", "Зоопарк"), хэви-метал ("Август", "Присутствие", "Черный кофе"), панк-рок ("Автоматические удовлетворители"), жесткая "новая волна" ("Телевизор"), джаз-рок ("Арсенал") и многие другие.

Итак, в музыкальном отношении советский рок был весьма разнообразен, но его объединяющей силой стала остросоциальная тематика, присутствующая как в самих песнях, так и во внешнем имидже рокеров. Те коллективы, которые в период расцвета социального рока "осмеливались" в своих композициях поднимать незлободневные (с точки зрения того времени) темы, обрекались на непонимание и безызвестность.

Как уже было сказано выше, русский рок - явление, не имеющее аналогов во всем мире. Впитав в себя черты, присущие рок-музыке вообще, он приобрел некоторые особенности, относящиеся исключительно к русскому року. К рассмотрению этих особенностей, сформировавшихся именно в период расцвета советского рока, мы и перейдем для полного осознания сущности этого явления.

Первой особенностью русской рок-музыки является ее коллективизм, полное численное преобладание коллективов над отдельными исполнителями, вызванное, видимо, русским самосознанием. Если в западной рок-музыке немало личностей, сумевших в одиночку пробиться в элиту шоу-бизнеса (к ним нужно отнести, прежде всего, Дэвида Боуи, Элтона Джона, Стинга, Пола Маккартни, Боба Дилана), то в русской рок-культуре к героям-одиночкам можно отнести лишь талантливейшего рок-поэта из Череповца Александра Башлачева.

Второй особенностью русского рока является сближение поклонников музыки с артистами, проявляющееся в дружеском стиле общения с ними. Так, например, лидера известной рок-группы "Алиса" Константина Кинчева фанаты называют не иначе, как Костя; Александр Башлачев известен в мире рок-музыки как СашБаш; Борис Гребенщиков - обладатель уважительного прозвища БГ, которое расшифровывается фанатами как "большой гуру" и т.д. Таким путем создается чувство близости к кумиру, отношение к нему, как к близкому, хорошо знакомому человеку.

Третья особенность русского рока - близость текстов его песен к мироощущению Библии и, в особенности, Нового Завета. Для того чтобы проиллюстрировать это утверждение, приведу несколько примеров.

Константин Кинчев, лидер "Алисы", в песне "Мое поколение" заявляет: Мое поколение боится дня, Мое поколение не желает петь, Мое поколение чувствует боль, И снова ставит себя под плеть.

Иными словами, автор обвиняет свое поколение в том, что оно на причиненную боль неспособно ответить протестом, а лишь подчиняется и молчит. А теперь вспомним Евангелие от Луки, Нагорную проповедь Иисуса Христа: "А я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…".Призывы меняются, но тематика остается прежней.

Особенно часто встречаются библейские мотивы в творчестве Александра Башлачева. В его песнях можно встретить такие пророчества, как "Вместо икон нас страшным судом будут судить зеркала". Или У меня есть все,что душе моей угодно, но это только то, что угодно моей душе". Для сравнения приведу отрывок из Евангелия от Матфея, глава 16: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит". Таким образом, мы видим отражение библейских истин в культуре российской рок-музыки.

Еще одной особенностью русского рока является протест против всеобщей "уравниловки", когда лучшие и худшие люди в стране оказались в одинаковом положении, а добродетелями считались бессловесность и полное подчинение. Это явление замечательно описала группа "Наутилус Помпилиус" в композиции "Круговая порука":

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость, Здесь мерилом работы считают усталость Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи, Здесь первые на последних похожи, И не меньше последних устали, быть может, быть Скованными одной цепью, Связанными одной целью.

С этими строками перекликается цитата из песни "Освобождение" ансамбля "Игры": "Страшно казаться странным, когда все должны быть похожи". Впрочем, нужно заметить: несмотря на то что рок-ансамбли 1980-х гг. видели проблемы и недостатки современной им эпохи и не переставали бороться с ними доступными им способами, они оставались патриотами в лучшем смысле этого слова.

Все вышеприведенные черты советской рок-музыки, относящиеся к периоду ее расцвета (1985-1989 гг.), привели к формированию новой молодежной музыкальной культуры, оказавшей большое значение на культурную жизнь страны.

Выйдя из подполья, советский рок значительно обогатил свое внутреннее содержание, обрел второе дыхание. Все чаще в отечественной прессе появлялись не порицающие рок-музыку, а, напротив, защищающие ее позиции. Был снят документальный фильм "Рок", рассказывавший о развитии рок-культуры в нашей стране; лидер популярной группы "Кино" Виктор Цой снялся в художественных фильмах "Асса" и "Игла", причем звуковое оформление к "Ассе" состояло из песен известных рок-ансамблей "Аквариум", "Браво", "Союз композиторов", "Кино".

Кстати, за роль в фильме "Игла" В.Цой был признан лучшим советским киноактером 1988 года. Вышедший в 1989 г. отечественный фильм "Такси блюз" с солистом "Звуков МУ" Петром Мамоновым в главной роли завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

С 1988 г. ведущие советские рок-группы стали выезжать за границу с целью проведения гастролей или записи новых альбомов. "Кино" гастролирует в 1988-1989 гг. по Франции и Японии. В 1988 году "Звуки МУ" выпускают на Land records в Великобритании альбом "Zvuki mu" (продюсер - легендарный музыкант-мультиинструменталист Брайан Ино, работавший с Дэвидом Боуи, U2 и др.), а затем совершают концертный тур по Соединенному королевству и два тура по США, во время которых имеют большой успех и хорошую отзывы в прессе.

В 1988 году Борис Гребенщиков выезжает в США для записи нового альбома, который, впрочем, считается не самым удачным его творением. Киевская группа "Вопли Видоплясова" побеждает на нескольких рок-фестивалях, проходивших за границей.

Казалось, что рок-музыка становится неотъемлемой частью жизни страны. Но внезапно в 1988 году в СССР возникает всплеск популярности эстрадной музыкальной культуры, впоследствии получившей название "поп-музыка". В 1988 году создалась группа, ставшая основоположницей современной популярной музыки нашей страны - "Ласковый май". Рассчитанный на узкую аудиторию (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот ансамбль, включающий в себя четырех солистов, нескольких музыкантов и большое количество композиторов и поэтов-песенников, смог добиться фантастической популярности в СССР в 1988-1989гг. Более того, с появлением "Ласкового мая" в нашей стране возникло такое явление, как фанатизм, который до этого не получал в СССР широкого распространения. Поклонники у рок-групп были, а вот фанатов - не было.

Разгадать феномен "Ласкового мая" и вообще поп-музыки нелегко. В самом деле, незатейливые тексты песен и простые, легко запоминающиеся мелодии эстрадных композиций не идут ни в какое сравнение с проникновенными балладами рок-музыкантов. Причину выхода поп-культуры на первый план отечественной музыки следует искать в социальном положении страны.

В конце восьмидесятых перед страной появились новые проблему, и многие стали сомневаться в правильности курса реформ Горбачева. В это время песни рок-музыкантов, изобличавшие пороки современного общества, вызывали в людях депрессию и раздражение. Обществу требовалась легкая развлекательная музыка, что-то вроде безвредного наркотика, позволяющая забыть об общественных проблемах и семейной рутине (недаром подавляющее большинство поп-композиций посвящено любви, причем любви однодневной).

Другой причиной появления поп-музыки является влияние западной музыкальной культуры 1980-х гг., в которой процветало диско - европейский аналог российской эстрады. Вообще, влияние западной музыки на российскую всегда было достаточно сильным.

Все эти причины привели к постепенному угасанию культуры "социального рока". Конец 1980-х гг. еще остался за ним, но это была пиррова победа. Бурные политические события 1990-1993 гг. на некоторое время отодвинули культурную жизнь на второй план, а впоследствии социальный рок окончательно уступил главенствующую роль в музыкальной культуре России. Именно тогда лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков обронил свою знаменитую фразу: "Рок-н-ролл мертв!" Но музыкант был несколько категоричен в своем заявлении - рок-музыка не умерла, а лишь отошла в тень и возродилась в конце 1990-х гг. на новом фундаменте… Но это уже другое время, другая история, другое исследование.


автор: Неизвестный
источник: rocknews.in
прислал: Неизвестный

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Art-rock

Арт-рок (art-rock - от англ. art - искусство)– сплав элементов рока, академической музыки («классической» и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с «арт-роком» употребляются такие понятия, как прогрессивный рок...

Фото музыкального исполнителя 16 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов