На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: 30 seconds to mars
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

О музыке

Философия в советской и российской рок-музыки

Мой друг музыкант знает массу забавных вещей, Мой друг музыкант не похож на обычных людей. Он строит аккорд из того, что он видит вокруг, И он говорит, что это божественный звук.

Б. Гребенщиков.

Помимо теоретических философов в обществе всегда есть люди, увлеченные выдвижением философских идей на “любительском” уровне – поэты и писатели. Как правило, используя знание философии, они предназначают свои мысли достаточно широкому кругу людей – более широкому, нежели теоретические философы. Таким образом, они воздействуют на мировоззрение большей массы людей (впрочем, теоретическая философия, способна привлечь гораздо большее число последователей, если она поставлена в ранг идеологии, как, например, марксизм). Уже этот факт доказывает целесообразность изучения материалов “философов-любителей”.

Для последних десятилетий характерно появление новых способов передачи информации – вначале звуковых, затем визуальных – несомненно повлиявших и на характер “любительских” философских произведений. Сегодня можно выделить философию кино и музыки. Одна из её сторон, а именно философская сторона в советской и российской рок-музыке, будет рассмотрена в данном реферате.

Нельзя с точностью назвать дату появления советского рок-н-ролла. Скорее всего, он ведёт свою историю с возникновения первых вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) в середине 60-х годов. Впрочем, невозможно анализировать тексты песен групп того периода с точки зрения философии – первые ВИА по большей части занимались слепым копированием “Битлз” и других популярных западных музыкальных коллективов. Это одна из причин, по которой их тексты не несут философской начинки (так показалось автору). Своя философия в русском роке появилась ближе к концу 70-х. Она увела его основную часть в подполье – в СССР признавалось только одно философское течение. Впрочем, возможно отчасти наоборот, среди рок-музыкантов, “задвинутых” в андеграунд, стали появляться философы. Так или иначе, именно на конец 70-х приходится появление знаменитых вначале в узких кругах, а затем на всю страну групп, таких как “Воскресение”, “Машина времени” и “Аквариум”.

Позднее в крупнейших городах страны появились рок-клубы, а число философствующих авторов текстов значительно увеличилось. Постепенно подпольный, часто антисоветский рок, всё в большей степени признавался властями, особенно это стало заметным с началом перестройки. В 1986-87 годах малыми тиражами начался выпуск пластинок наиболее известных рок-групп. Отмечался высокий профессиональный уровень авторов – в частности, лидер “Аквариума” Борис Гребенщиков был назван А. Вознесенским талантливым поэтом, тексты которого полностью соответствуют сложившимся законам стихотворчества.

Крушение социалистического строя и распад СССР существенно изменили отечественную рок-музыку. Рок, вышедший из подполья, обрел другие, ранее не свойственные ему черты, был вынужден существенно изменить свою философию. Таким, меняющимся, мы и наблюдаем его сегодня. На фоне новейших “прогрессивных” музыкальных течений рок остается стилем, неотъемлемой частью которого является текст, причем как правило достаточно глубокомысленный. Принципиальное отличие сегодняшней российской рок-музыки от других стилей заключается в изначальной бескорыстности побуждений, движущих человеком, создающим группу. Таким образом, лидеры рок-групп изначально работают не на публику, а на собственную самореализацию, обеспечивая тем самым максимально возможную для своего уровня глубину музыки и текстов.

Автор реферата считает данную тему достаточно новой и малоисследованной, поэтому оставляет за собой право выдвигать свою точку зрения по многим рассматриваемым ниже вопросам. В связи с ограниченным объемом реферата, его целями не являются анализ текстов песен и их детальное рассмотрение. В качестве основных целей можно выделить обзор различных течений (школ) в отечественной рок-музыке и анализ их взглядов на основные философские вопросы. В заключении представлены краткие выводы из данных глав.

Основными источниками для реферата послужили непосредственно тексты рок-групп. Тем не менее, несмотря на практически полное отсутствие литературы по данному вопросу, были также использованы отдельные критические статьи, а также вторичные источники материалов – истории групп и интервью с их участниками.

1. Обзор направлений в отечественной рок-музыке

Прежде чем приступить непосредственно к классификации советских и российских рок-групп по разным направлениям и школам, рассмотрим дополнительно два аспекта. Первый касается определения рок-группы, т. е., объекта нашего исследования, второй же раскрывает особенности языка, используемого авторами и его символики и служит для лучшего понимания предмета исследования – философии в текстах песен.

Понятие рок-группы

В этом есть что-то такое, чем взрывают мир. Все это - рок-н-ролл.

К. Кинчев (“Алиса”).

Сразу определимся в том, что именно следует считать рок-группой. При попытках найти такое определение в литературе возникают затруднения, так как если оно и отражается где-нибудь, то полным и всесторонним это определение назвать можно с большим трудом. Сами авторы в текстах своих песен иногда определяют свою профессию, например: “Рок-н-ролл – это не работа, рок-н-ролл – это прикол”. Борис Гребенщиков в своих немногочисленных интервью утверждает, что рок-музыка – это не просто стиль игры или способ донести свои мысли до слушателя, – это прежде всего стиль жизни {5}. Подобные заявления, безусловно, отражают и понятие группы рок-музыкантов, причем в другом ключе, нежели некоторые рецензенты (см. напр. {7}). Тем не менее, автор попытается дать более понятное определение.

Итак, рок-группой мы будем называть сложившийся коллектив музыкантов, играющий на стандартных (гитара, бас-гитара, барабаны) и не только инструментах, характерных для рок-музыки. Обязательным условием здесь является также наличие вокалиста (певца) и постоянного автора текстов (чаще эти две роли играет один человек). Необходимым условием для рок-группы можно также назвать удовлетворение особого рода потребностей при ее создании, а именно реализации творческих способностей музыканта (В. Бутусов и группа “Наутилус Помпилиус”), автора текстов (А. Васильев и группа “Сплин”) или того и другого (большинство рок-групп).

За некоторыми исключениями в данном реферате рассматриваются группы, основанные в советский период, когда не было понятия шоу-бизнеса, а рок находился в подполье, поэтому можно смело утверждать, что при создании групп их лидерами не руководили корыстные побуждения. Порождает ли бесплатность философию? Автор не берется ответить на этот вопрос.

Особенности языка рок-музыки

Возможно именно изначальная подпольность советского рока породила ни с чем не сравнимый символизм его текстов. Во многих песнях рассматриваемых групп выражалось несогласие с существовавшими порядками, следовательно, оно должно было быть как-то зашифровано во избежание последствий. Борис Гребенщиков (далее БГ), которого часто называют отцом отечественной рок-музыки {4}, на начальном этапе своего творчества признавался, что берет пример с поэтов-символистов начала ХХ века {5}. Другие авторы преимущественно заимствовали символы у БГ.

Рассмотрим наиболее употребительные символы, появившиеся в песнях рок-групп советского времени (возможно, их знание будет потребуется в следующих частях реферата).

Звезда – это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывести значение символа “солнце” - идеальная звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь немногие). Еще один “астрономический” символ – луна – обозначает “заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда вместо нее используется тень:

А над городом ночь, а над ночью луна, И сегодня луна каплей крови красна.

В. Цой (“Кино”).

Соответственно, спать – значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:

Радости тем, кто ищет и мужества тем, кто спит.

Б. Гребенщиков (“Аквариум”).

(иногда спящий называется мертвым, а ищущий – живым). Символ “день” также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.

Символ “море” и все, что с ним связано (лодки, корабли, шторма и т. п.) сравнительно редко встречается в песнях и распространен в творчестве группы “Машина Времени” и А. Макаревича. Он, подобно небу у других авторов, обозначает некий простор для деятельности, в отличие от реки, зажатой между двумя берегами. БГ и некоторые другие авторы часто используют в качестве символа воду как что-то необходимое для жизни, повседневное, ее наполняющее. К воде относится множество эпитетов – чистая, ядовитая и даже железнодорожная. Другая стихия – огонь – используется немногими авторами. Как правило, огонь, костер или свеча обозначают человеческую жизнь:

Все отболит, и мудрый говорит: “Каждый костер когда-то догорит…”

А. Макаревич (“Машина Времени”).

Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер – какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающие продвижению вперед. Некоторые группы под ветром понимают время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег распространен не так сильно, в основном он используется БГ. Выпавший снег обозначает начало нового этапа в жизни, который может быть как положительным, так и не очень (сравним цитаты из двух песен БГ):

1) С утра шел снег, с утра шел снег – Ты можешь делать что-то еще, Если ты хочешь, если ты можешь.

2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт, Куда ты пойдешь, если выпадет снег?

Иногда снег связывается с приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития:

Лето ушло и уже никогда не вернется. Осень – хлебни ядовитой воды из колодца. Зима будет долгой, но все обойдется.

А. Васильев (“Сплин”).

Или:

Осеннее солнце – гибель-сюрреалист, Осеннее солнце – жатва. Осеннее солнце листьями падает вниз. Весна будет когда-нибудь завтра.

К. Кинчев.

Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данном реферате мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока. В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке.

Классификация рок-групп по направлениям

И каждый из них шептал другое имя, Каждый из них хранил свою печаль, Но мне казалось, я смотрю вместе с ними На одну и ту же, бегущую вдаль.

И. Кормильцев (“Наутилус Помпилиус”).

Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора реферата наилучшим образом отражает общую идею ее текстов.

Школа Бориса Гребенщикова.

А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем, Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще?

БГ (“Аквариум”).

Борис Гребенщиков – наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой “Аквариум” продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток (по этому показателю БГ входит в российскую книгу рекордов, опережая Аллу Пугачеву). Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам БГ о своей популярности отзывается достаточно иронично:

Я был рыцарем в цирке, я был святым в кино. Я хотел стать водой для тебя, меня превратили в вино.

При том, что многие группы брали пример с “Аквариума”, ни одну из них нельзя отнести к его направлению. “Аквариум” неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной.

Борис Гребенщиков – автор подавляющего большинства текстов группы. В них как правило почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку – самому БГ, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты “Аквариума” изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств {4}. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории БГ всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет.

Зачастую (особенно на раннем этапе творчества) БГ писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений – древнекитайская и буддистская литература – нашла отражение в песнях, например:

Благоприятен брод через Великую реку.

Книга И Цзин, гексаграмма 24. БГ, песня “Дело Мастера Бо”.

Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного БГ и “Аквариумом” можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой.

Школа Андрея Макаревича.

Я пью до дна за тех, кто в море, За тех, кого любит волна, За тех, кому повезет, и если цель одна И в радости, и в горе, То тот, кто не струсил и весел не бросил, Тот землю свою найдет.

А. Макаревич (“Машина Времени”).

Группа “Машина Времени” – одна из старейших среди существующих отечественных рок-групп. Лидер группы – Андрей Макаревич – является автором большинства ее текстов. Пожалуй, ему одному из немногих удалось развить в нашей рок-музыке направление, которое не зависело от влияния “Аквариума”. В связи с этим, в текстах песен группы фигурируют отличные от БГ и большинства групп символы, такие как река, море, лодка, костер и др. (см. эпиграф). Основными слушателями “Машины Времени” также как и “Аквариума” всегда были преимущественно люди старше 25 лет. Но если для “Аквариума” характерна насыщенность текстов символами, то “Машина Времени” использует их в меньшем количестве, однако ставит во главу песен насущные жизненные вопросы, более доступные и актуальные, чем рассуждения о внутренней природе самого себя у БГ (впрочем, последний осуждал Макаревича за упущение этой стороны жизненной философии в своих песнях {4, стр. 17}). Для текстов “Машины Времени” характерен постоянный поиск смысла жизни и констатация его отсутствия:

Спускаясь к Великой реке, Мы все оставляем следы на песке, И лодка скользит в темноте, А нам остаются круги на воде.

Или:

Ты думал собой осчастливить весь свет, Сияньем его озарить, Но ветер подул и тебя уже нет – Кого ты хотел удивить?

Важное место занимают песни, посвященные отношениям в обществе и с обществом (как правило с помощью акцентирования внимания на недостатках):

Лица стерты, краски тусклы – То ли люди, то ли куклы, Взгляд похож на взгляд, а тень на тень. Я устал и отдыхая, в балаган вас приглашаю, Где куклы так похожи на людей.

Итак, к основным чертам школы А. Макаревича и “Машины Времени” можно отнести мягкое звучание и ненавязчивость музыки, относительную простоту и доступность текстов, основное внимание в которых уделяется человеку, смыслу его жизни, отношениям с обществом и самому обществу. Раскрытие тематики песен происходит с помощью символов, отличных от применяемых БГ и большинством групп. Отметим, что к тому же направлению, что у “Машины” относятся тексты известных рок-групп “Воскресение” и “Крематорий”.

Школа “рока подворотен”

Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен Перемен, мы ждем перемен.

(В. Цой.)

К этому направлению относятся две известные группы – “Алиса” и “Кино”. Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение:

Мы родились в тесных квартирах новых районов, Мы потеряли невинность в боях за любовь. Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды, И вот мы пришли заявить вам о том, что дальше: Дальше действовать будем мы.

(“Кино”).

Или:

Лица слуг сальны, жир сердец – Разве это начало нового дня? Голод – наш брат! Вспомни, как гнев площадей кромсал город. (“Алиса”).

Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:

Там за окном сказка с несчастливым концом, Странная сказка…

(“Кино”).

Или:

В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь.

(“Алиса”).

При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов “Алисы” так и называется – “Энергия”). Песни “Кино” и “Алисы” отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на “киноманов” и “алисоманов”. “Алиса” и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы “Кино” Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году.

Таким образом, характерными особенностями “рока подворотен” можно назвать: общее “пролетарское” происхождение, в музыке – жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах – отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова – особенно это заметно по текстам группы “Кино”.

Школа интеллектуального рока.

Мы лежим под одуванчиковым солнцем И под нами крутится цаца Земля. Она больше, чем моя голова, В ней хватит места для тебя и меня.

И. Кормильцев.

К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа “Наутилус Помпилиус”. В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу “Сплин”. “Наутилус” оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев – автор большинства текстов “Наутилуса”). Тандемом Бутусов – Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу БГ и направление “рока подворотен”, используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой “Аквариума”. “Наутилус” начинал с песен, направленных против общественного строя:

Круговая порука мажет как копоть, Я беру чью-то руку, а чувствую локоть, Я ищу глаза, а чувствую взгляд, Где выше голов находится зад.

После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности:

Я просыпаюсь в холодном поту, Я просыпаюсь в кошмарном бреду, Как будто дом наш залило водой, И что в живых остались только мы с тобой.

Или:

Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть. Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть.

Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 16-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников:

Я открою тебе самый страшный секрет, Я так долго молчал, но теперь я готов. Я создатель всего, что ты видишь вокруг, А ты – моя радость, ты матерь богов.

Иногда песни “Наутилуса” по содержанию напоминают библейские притчи:

С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде. И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.

Или:

Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты. Идет, несет незримый вес, а на руках бинты. Идет по вымершим дворам пустынных городов И слово жаждет молвить нам, но не находит слов.

Коллектив “Сплин” также может быть отнесен к данной группе. Его тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух “Наутилуса”, “Аквариума” и “Алисы”:

Мой путь известен котам и кандидатам наук: С самолетного трапа в открытый люк Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем…

Или более оптимистично:

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки, К радуге на сердце. Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду До самой до смерти.

“Сплин” использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы):

Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели. Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене: “Выхода нет, выхода нет”.

Итак, основными характеристиками данного направления в роке являются: затрудненный анализ текстов по причине масштабного использования символов, разветвленная тематика философии песен (от внутреннего мира до глобальных проблем), преимущественно пессимистичный настрой в творчестве, присущая в определенной степени религиозность.

Школа “рока простого человека”.

От старых друзей весточки нет – грустно. А на душе от свежих газет пусто, И от несвежих невелика потеха. Правда вот был армейский дружок – уехал.

В. Шахрин (“Чайф”).

К этому направлению относятся группы “Зоопарк” и “Чайф”. Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. “Чайф” – более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя:

Пиво! Пиво, пиво, пиво пей!

(“Чайф”).

Сейчас группа “Чайф” популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения.

Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни:

Уверенным шагом войду к врачу, Скажу, что жить так больше не могу и не хочу.

Или:

В общем-то годы нас научили брать с собой Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос.

(“Чайф”).

Таким образом, для “народного” направления в русском роке характерны простота и незатейливость текстов (то же касается и музыки), отсутствие символов, тематика, связанная с повседневной жизнью. Помимо “Зоопарка” и “Чайфа” к данному направлению можно отнести сатирические группы перестроечного периода, такие как “Бригада С”, “Аукцыон” и “Ва-Банк”, а также более позднюю группу “Чиж и К”.

Школа патриотического рока.

Отпустил попам грехи я, Чтоб они мне отмолили Все, что мне друзья налили, Все тебе, моя Россия.

Ю. Шевчук (“ДДТ”).

К этому направлению можно отнести прежде всего группу “ДДТ” и ее лидера Юрия Шевчука. Созданная в начале 80-х, она всегда, независимо от политического строя в песнях делала акцент на тематику судьбы нашей страны и на недостатки существующего общества. Сравним:

Революция, ты научила нас Верить в несправедливость добра. Сколько миров мы сжигаем в час Во имя твоего святого костра!

(1985 г.)

Российское танго танцуют вороны, Российское танго без дна и короны.

(1994 г.)

Мне приснилось, что наш президент – фонограммщик, Наш спаситель, кормилец и мент – фонограммщик. (1997 г.)

Реже тексты касаются человека, его внутреннего мира и смысла жизни. В этом плане группа “ДДТ” гораздо более оптимистична, чем ее коллеги из рассмотренного выше направления. Для песен Юрия Шевчука характерна сильная эмоциональность, усиливаемая душевными философскими переживаниями, вынесенными в текст и порою весьма странными эпитетами:

На обрыве этой прыщавой реки, Наблюдая за дымящейся золой, Я постирал назавтра свои носки – Я предполагаю, что буду живой.

Как правило, песни Шевчука и “ДДТ” не страдают перегруженностью символами и легко воспринимаются. Поэтому, его аудитория очень разнообразна по возрасту и социальному составу.

К группе патриотического направления также можно отнести коллектив “Гражданская оборона” - андеграундную панк-группу советского периода. Для ее текстов, как и для “ДДТ” характерна социальная тематика и сильная эмоциональность, подкрепляемая в данном случае еще и ненормативной лексикой. Приведенная в литературный вид, основная идея группы может звучать примерно так:

А при коммунизме все будет хорошо. Он наступит скоро, надо только ждать. Там все будет бесплатно, там все будет в кайф, Там, наверное, вообще не надо будет умирать. Я проснулся среди ночи и понял, что все идет по плану.

Е. Летов (“Гражданская Оборона”).

Таким образом, для патриотического направления в советской и российской рок-музыке можно выделить ряд характерных черт, в частности, акцентирование внимания на вопросах общества и государства, эмоциональность, ограниченное использование символов и т. п.

Другие направления в отечественной рок-музыке.

Инопланетный гость летит издалека. Инопланетный гость – не знаю я пока, Что ты мне принесешь и сколько бы я дал, Чтоб ты бы поскорей к нам в гости прилетал.

Мумий Тролль.

Здесь хотелось бы в первую очередь обратить внимание на своеобразный “нигилизм” в творчестве рок-группы “Агата Кристи”, сделавший ее родоначальницей нового направления. Текстам “Агаты Кристи” (автор большинства из них – Глеб Самойлов) присуще крайне критическое и пессимистичное отношение во всех темах – начиная от любви, заканчивая смыслом жизни:

Я не умею умирать, но жить я тоже не могу. Не знаю, в небо или в ад иду и упаду.

Тем не менее, песни очень интересны для изучения их философии и символьного языка, который достаточно оригинален и сложен, но в то же время логичен и упорядочен в большей степени, чем у других групп. “Агата Кристи” активно занимается продвижением новых направлений в музыке, синтезируя рок с компьютерными эффектами.

Как еще одно направление, весьма популярное в узких кругах, можно выделить песни авторов-толкинистов, в частности, С. Калугина, сопряженные с мифологической тематикой по мотивам произведений Дж. Р. Толкина и других авторов популярных сейчас литературных произведений в стиле “фэнтэзи”.

В последние годы на сцене появилось множество новых рок-групп, таких как “Мумий Тролль”, “Tequilajazzz”, “Спорт” и другие. Автор не берется классифицировать их как по причине того, что эти группы используют новые методы передачи информации и новые символы (см. эпиграф), так и из-за своей низкой осведомленности об их деятельности.

2. Русский рок и основные философские вопросы

Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять, как есть, Встать и выйти из ряда вон, Сесть на электрический стул или трон?

В. Цой.

По убеждению Ф. Энгельса основным вопросом в философии является вопрос об отношении мышления к бытию. При попытке разбить этот весьма общий тезис на несколько более частных кажется наиболее удачной следующая формулировка. В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие по его мнению, наиболее принципиальное значение для философии в ее самом высоком, глобальном значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Возьмем их за основу при раскрытии этой части реферата. Ответами на каждый вопрос будут служить наиболее удачные цитаты из текстов песен авторов различных направлений, раскрывающие, по мнению автора реферата, взгляды данной школы на данный вопрос. Комментарии к ним имеют лишь вспомогательное значение.

Вопрос 1: “Что я могу знать?”

Тематика познания и его возможностей встречается в песнях большинства отечественных рок-групп. Тем не менее, по сравнению с другими “вечными вопросами”, этот можно назвать наименее разработанным в рок-музыке.

Школа Бориса Гребенщикова признает неограниченность возможностей познания, однако, судя по всему, придерживается идеалистической концепции непознаваемости сути явлений. Причиной формирования таких взглядов БГ на этот вопрос возможно является его увлеченность философией древнего Востока и индуизмом и буддизмом.

Никто не сможет пройти по этой черте. Никто не знает, что здесь есть. Но каждый юный географ скоро сможет об этом прочесть В полном списке писем с границы между светом и тенью.

Тем не менее, развитие личности по мнению БГ возможно именно за счет познания окружающего мира в максимально возможной степени:

Мы до сих пор поем, хотя я не уверен, хочу ли я что-то сказать.

Но из моря информации, в котором мы тонем, Единственный выход – это саморазрушение. Мы до сих пор поем, но нам уже недолго ждать.

Таким образом, Борис Гребенщиков видит суть явлений непознаваемой, но само познание необходимым.

“Рок подворотен”. В отличие от школы БГ это направление явно придерживается материалистических взглядов на мир, поэтому ничего предосудительного в познании сути явлений с его позиций нет:

И мы знаем, что так было всегда, Что судьбою больше любим Кто живет по законам другим И кому умирать молодым. Он не помнит слова “да” и слова “нет”, Он не помнит ни чинов, ни имен И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон.

В. Цой.

Вообще, вопросы познания в деятельности “Кино” и “Алисы” занимают весьма незначительное место, уступая позиции всему, что связано с конкретными действиями.

“Интеллектуальный рок” по взглядам мало отличается от школы Гребенщикова. Бросается в глаза та же идеология непознаваемости сути явлений, только к ней добавляется еще и констатация мизерности нынешних знаний человека:

Мы стоим с тобой перед белой стеной, перед белой стеной одни. Белая стена, кричи не кричи и бей кулаками не бей – Она не покажет тебе того, что не видно за ней И есть ли, есть ли хоть что-то, хоть что-то за ней.

И. Кормильцев.

Белая стена здесь символизирует ту самую информационную границу, перешагнуть за которую наше сознание пока не в силах. Автор песни констатирует, что с непознанным людям приходится встречаться на каждом шагу.

Другие направления. В остальных направлениях вопросы познания не встречаются или попадаются очень редко, так что невозможно составить по ним целостное впечатление.

Вопрос 2: “Что я должен делать?” Мудрость… вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании.

И. Кант.

Видимо, авторы текстов песен отечественных рок-групп разделяют мнение Канта, поскольку вопрос образа действий у большинства из них разработан значительно подробнее по сравнению с другими темами.

Школа Бориса Гребенщикова использует тему действия в своих песнях относительно реже, чем другие авторы. Тем не менее, у БГ сложилась четкая система взглядов на этот вопрос. Эти взгляды по-разному могут присутствовать в песнях. Иногда они имеют характер “от противного”, т. е. высказывается то, чего не нужно делать:

Кто-то сломан и не хочет быть целым, Кто-то занят собственным делом, И можно быть рядом, но не ближе, чем кожа, Но есть что-то лучше, и это так просто!

В другом случае через систему символов слушатель получает рекомендации по поводу лучшего устройства своей жизни. Как правило, жизненное устройство тем лучше, чем оно гармоничнее:

Встань у реки, смотри как течет река – ее не поймать ни в сеть, ни рукой. Она безымянна, ведь имя есть лишь у ее берегов. Забудь свое имя и стань рекой.

Встань у травы, смотри как растет трава, она не знает слова “любовь”. Однако любовь травы не меньше твоей любви. Забудь о словах и стань травой.

Иногда в качестве образа действий БГ предлагает весьма общие жизненные ценности, которые тем не менее отвечают общим требованиям гармонии души и улучшения прежде всего внутренней обстановки человеческого “я”:

Но я слышал песню, в ней пелось: “Делай, что должен, и будь, что будет”, - Мне кажется, это удачный ответ на вопрос.

Таким образом, в творчестве Бориса Гребенщикова сложились устойчивые представления по поводу вопроса “что я должен делать”, связанные в основном не с общественной жизнью, а с внутренним миром человека.

Школа Андрея Макаревича. Фатализм и некоторая доля пессимизма, характерные для группы “Машина Времени”, отразились и на взглядах по поводу вечного русского вопроса “что делать?”:

Известен путь, никуда не свернуть: Ни спуститься на дно, ни взлететь в облака. Что бежать, что ползти – все одно по пути От звонка до звонка, и лишь чья-то рука Заставляет порою дрожать наши картонные крылья…

Здесь смыслом жизни и деятельности признается только любовь. Все остальные проявления действия автор текста считает бессмысленными, т. к. в конечном счете жизнь (или смерть) сводит все старания на нет.

“Рок подворотен” придерживается принципиально другой позиции в этом вопросе. Это направление практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте:

В наших глазах крики “вперед!”, в наших глазах окрики “стой!”, В наших глазах рождение дня и смерть огня. В наших глазах звездная ночь, в наших глазах потерянный рай, В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай.

В. Цой.

Иногда высказывания на тему “что делать” больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е. действовать:

Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать.

В. Цой.

Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизма во взглядах:

Ты должен быть сильным, ты должен уметь Сказать: “Руки прочь, прочь от меня”. Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть? Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки? И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть.

В. Цой.

Система ценностей в деятельности достаточно лаконична, но в то же время очень удачно сформулирована:

Ты хоть раз попробуй оглянись, посмотри, Что сумел, что сделал и кто этому рад.

К. Кинчев.

Таким образом, на вопрос “что делать” авторы школы “рока подворотен” отвечают: “Двигаться”. Движение и вообще действие признается ими как смысл жизни.

“Интеллектуальный рок”. Зачастую песни этого направления отвечают на обратный вопрос: чего я не должен делать? Таким образом, собственная мораль авторов преподносится от противного. Иногда все же проскальзывают отдельные рекомендации на тему, вынесенную в заголовок этой части:

Сколько лет прошло – все о том же гудят провода, Все того же ждут самолеты. Девочка с глазами из самого синего льда Тает под огнем пулемета.

А. Васильев (“Сплин”).

Далее в контексте речь идет ни много, ни мало, о спасении нашей планеты. Впрочем, бывают и обратные примеры:

Ты не вылечишь мир, и в этом все дело. Пусть спасет лишь того, кого можно спасти, Доктор твоего тела.

И. Кормильцев (“Наутилус Помпилиус”).

Контраст в этих тезисах велик, видимо его сглаживание оставлено на доработку аудитории. Каждый должен выбрать внутреннюю идеологию действий для себя сам, а песни дают лишь два возможных варианта – менее и более реальных для осуществления.

“Патриотический рок”. Идеология действий в песнях этого направления весьма схожа, на первый взгляд, со школой “рока подворотен”. Основные отличия могут быть выражены в следующей цитате:

Пролететь свет, довязать сон, Не сказать нет тому, что дал Он, До утра, до утра, до утра плыть, До утра, до утра быть или не быть.

(Ю. Шевчук.)

Таким образом, в отличие от “рока подворотен” убеждение данного направления состоит в том, что главное не стремиться к цели, а следовать своим убеждениям, шаг за шагом продвигаясь в избранном направлении и не отрицая самого себя.

Вопрос 3: “На что я могу надеяться?”

Посмотришь на него – человек как человек, а внутри – город, дымящийся в руинах.

Кодекс царя Хаммурапи.

Этот вопрос можно назвать очень типичным для русского характера. Надежда всегда умирает последней и зачастую оказывается единственным, что поддерживает людей в весьма специфичных условиях российской жизни. Может быть поэтому тема коллективной надежды чаще всего просматривается в “патриотическом” направлении в роке. В творчестве авторов других школ преобладает тема индивидуальной надежды, т. е. способов поиска счастья для личности, а не для общества.

Школа Бориса Гребенщикова. В своих песнях БГ оставляет большие возможности для надежды. Причем ответ на вопрос “на что я могу надеяться” часто лежит за пределами материальной жизни, перекликаясь с философией буддизма и индуизма:

И когда наступит День Серебра, и кристалл хрусталя будет чист, И тот, кто бежал, найдет наконец покой, Ты встанешь из недр земли, исцеленный, не зная, кто ты такой. Я хотел бы быть рядом, когда всадник протянет тебе Еще нетронутый лист.

В других случаях БГ пишет о себе и затрагивает вопрос “на что надеяться?” на своем примере:

Я счастлив всем, как сложилось все, даже тем, что было не так. Даже тем, что ветер в моей голове и в храме моем бардак. Я просто пытался растить свой сад и не портить прекрасный вид, И начальник заставы поймет меня, и беспечный рыбак простит.

Христианская вера в жизнь после смерти перекликается здесь со смирением перед обстоятельствами, которые подтверждают пословицу: “все, что ни происходит, к лучшему”. Для своих слушателей БГ дает несколько другой рецепт надежды – веру во всеобщее счастье:

Спи, пока темно, завтра вновь утро случится. Я открыл окно – слышишь, спят звери и птицы. А над всей землей горит звезда, ясная, как твой смех. Мы с тобою вместе дойдем туда, где горит звезда для всех.

В отличие от школы “рока подворотен”, от слушателя при этом не требуется никаких действий, кроме постепенного постижения философии БГ.

Школа Андрея Макаревича. “Машина Времени” несмотря на заметный пессимизм своих песен, все же оставляет место для надежды:

И пусть сегодня дней осталось мало, И выпал снег, и кровь не горяча, - Я в сотый раз опять начну сначала Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Человек может надеяться прежде всего на изменение своего положения за счет начала отрезающего все прошлое нового этапа в своей жизни.

Показательно, что именно подобной направленности песни в творчестве группы наиболее популярны.

“Рок подворотен”. Для этого направления вопрос “на что я могу надеяться?” очень тесно связан с вопросом “что я должен делать”, т. е. выход из критических ситуаций возможен прежде всего за счет собственных действий. Тем не менее, изредка, в основном у “Алисы” встречается и непосредственно тема надежды:

Как над миром заря, неба ясная дочь, Успокоит меня лишь только кончится ночь. Надо мной и тобой ветры пенят восход, Не тревожься, не плачь, вот-вот и солнце взойдет.

К. Кинчев.

Эта надежда связывается прежде всего с достижением той самой цели, наличие которой отражено во многих песнях групп “Алиса” и “Кино”, однако не оговаривается ее содержание за исключением чего-то подобного известной цитате: “Счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным”.

“Интеллектуальный рок”. В творчестве этого направления редко встречаются песни с ярко выраженным ответом на философский вопрос, которому здесь присвоен №3. Скорее наоборот, очень часто подчеркивается безнадежность и предрешенность с несколько трагическим оттенком.

Скоро будет весело, скоро будет солнечно, Скоро он снова шагнет из окна, и все будет кончено.

А. Васильев.

И все же, тематика надежды иногда проскальзывает:

Я должен начать все сначала – я видел луну у причала. Она уплывала туда, где теряет свой серп. Но вскоре она возместит свой ущерб, когда батарейки заменят, Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки.

И. Кормильцев.

Таким образом, помимо чисто христианского спасения человек может надеяться на собственную возможность начать все с нуля. В этом вопросе “интеллектуальный рок” перекликается с творчеством “Машины Времени”.

“Рок простого человека”. Вопрос “на что я могу надеяться”, пожалуй, лучше всего из философских вопросов отражен в творчестве рок-групп этого направления. “Рок простого человека” в наибольшей степени отражает в себе все, характерные для российского народа бытовые проблемы. Большинство песен касается именно таких “частных приложений” надежды:

Нет, не так уж плохо все у нас, Есть еще в душе надежда. Я еще спою тебе как в первый раз, Я еще скажу тебе как прежде: “Родная, не плачь”.

В. Шахрин (“Чайф”).

“Патриотический рок”. Это направление также как и “рок простого человека” в своем творчестве затрагивает тему коллективной надежды, однако в отличие от него “патриотический рок” дает ответы именно на вопрос “на что я могу надеяться”. Иногда надежда появляется за счет включения человека в коллектив (“вместе прорвемся”):

И кажется всё: по нулям кислород и бензин и с кем-то она... Но все-таки знай: ты не один.

Ю. Шевчук.

В другом случае, дается некоторая общественная схема, в лучшую сторону отличающаяся от современной, на осуществление которой и нужно надеяться:

Снились времена другие – мир без дури и войны, Девы строгие нагие, парни – трезвые умы. Чтоб принес благие вести пьяный ангел на крыле, Все мы на перине с песней строим небо на земле.

Ю. Шевчук.

Так или иначе, “патриотическому” направлению в роке свойственен яркий жизненный оптимизм на фоне констатации многочисленных недостатков нашего общества. Вопрос “на что я могу надеяться” представляется авторам направления самым нужным для слушателей:

Раздарил всем по сердцу, себе ничего не оставил, Чьи-то звезды вокруг, а мои перекрестки пусты…

Ю. Шевчук.

Дарить людям надежду – тяжелая профессия. Имя ей – музыкант.


автор: Неизвестный
прислал: Rock

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Что такое Lounge?

Lounge музыка, это спокойная фоновая музыка, которая может быть основана на многих стилях, но главный ее критерий, это атмосферность и низкий BPM, придающие расслабленную и спокойную обстановку. Lounge музыка звучит практически во всех модных кафе и ...

Фото музыкального исполнителя 24 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов