На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: joe satriani
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

Opeth

  1989   Швеция   Psychedelic Rock, Death Metal, Acoustic


В Поисках Неизведанного

Главное - маневры

OPETH – прекрасное имя для музыкального коллектива. Краткое, ёмкое, загадочное, мистическое. Произнося эти пять букв, будто смакуешь хорошее вино. Делаешь глоток, но ещё долго чувствуешь послевкусие. В сознании, словно священный огонь, вспыхивают ассоциации, но они вряд ли могут помочь проникнуть вглубь и докопаться до истины. «Одарил» музыкантов этой «торговой маркой» писатель Уилбур Смит, оставивший след в мифологии другой культовой формации – американцев NILE. В одном из своих авантюрных романов - «Солнечная птица», написанном в 1972 году, этот уроженец Северной Родезии (Замбия) заставил героев отправиться на поиски потерянного города Опет (Opet, без h, в переводе – «Лунный город»), по легенде построенного две тысячи лет назад представителями древнеегипетской культуры, которая бесследно исчезла. Так же как и произведения Смита, творчество его скандинавских последователей прельщает и завораживает. Персонажи нашего повествования, как и протагонисты книг африканского автора, не могли бы обойтись тихой и спокойной жизнью, шагая по проторенной дорожке. Их цель – постоянный поиск, безудержное самосовершенствование и целая череда попыток реализовать свой потенциал без остатка. Весь пройденный доселе путь точно подытожил бессменный лоцман OPETH Микаэл Окерфельдт: «Мне не интересно идти одной дорогой, когда я могу попробовать всё вместе. Наши корни в дэз-метале, но мы не проповедники единственного направления в музыке. Мы не боимся экспериментировать и внезапно остаться без штанов. Именно это движет нами».

Базирующаяся в Стокгольме группа привлекает как продуманной хаотичностью творческого наследия, так и свободой самовыражения. Заболев, вы можете перепробовать сотню микстур, да так и не вылечиться. Окерфельдт и его соратники не ищут панацеи ото всех бед, а, достигнув очередной планки, оставляют её позади и начинают с чистого листа. Их юношеское увлечение дэз-металом, сухим и лаконичным,  вошедшим в моду накануне последней декады прошлого века, позволило понять, что поиск интересен сам по себе, а конечный результат нужен постольку поскольку. Их рамки по мере обновления жизненного календаря расширялись: мелодик-дэз, дум-дэз, прогрессив-рок, прогрессив-метал, элементы джаза, блюза, народной музыки, готики. Кто знает, куда их заведёт нелёгкая завтра? Ясно одно: постоянная эволюция и непременная ротация состава в ближайшем будущем не закончатся, а, значит, и нам с вами будет, чем дышать. OPETH – глоток свежего воздуха.

Друзья ДЭТства

У шведов было два начала. Первая развилка произошла в истории ещё до момента, когда жизнь группы началась по-настоящему. С одной стороны, особняком стояла полупрофессиональная команда ERUPTION, ставшая воплощением инфантильных чаяний двух начинающих музыкантов – бряцавшего на гитаре и горлопанившего Микаэла Окерфельдта и постукивавшего Андерса Нордина. Первая гитара, полученная будущим лидером OPETH в подарок, первая ударная установка Андерса, доставшаяся «по наследству» от старшего брата, - в общем, детская идиллия маленького шведского городка Соркзоген. В 1988 году провинциалы доросли до полноценного состава. Покамест квартет ограничивался скромным репертуаром BATHORY и DEATH. (Хороший выбор для лесной глуши, способный заставить в момент отелиться любую корову по соседству). Фактически с тех достойных времён остался лишь аромат детства (или ДЭТства?). Никаких демок, кроме разве что записей пары репетиций, ни одного живого выступления в местном сельском клубе. Таская аппаратуру через небольшой лесок к репетиционной базе и играя бесконечные кавер-версии старых хитов, четвёрка, превратившаяся в трио, вскоре благополучно откинула коньки.

Вторым пинком в жизни OPETH была встреча Микаэла с Дэвидом Исбергом, который с несколькими корешами и основал теперешнюю легенду. Подружившись ещё во времена ERUPTION, двое вдоволь покатались на скейтах, после чего со стороны Исберга последовало приглашение прийти в студию. Обозначилось лишь одно «но»: Дэвид «забыл» сказать о вливании новой крови своим товарищам по команде. Представьте себе, как остальные участники обомлели, когда новоявленный дуэт ввалился в репетиционную и поведал о том, что у OPETH новый басист. Особенно, вероятно, «был рад» тогдашний истязатель толстых струн. Офигев от такой наглости, спутники Исберга покинули команду. Но значение Дэвида в жизни Окерфельдта этим не ограничилось – по словам самого Микаэла, именно Исберг втянул его во всю эту экстремальную круговерть. К примеру, познакомил с командой MEPHISTO, которая наравне с MORBID ANGEL, BATHORY, VOIVOD и DEATH стали главными ориентирами молодого шведа.

Недостаток «уволенных по собственному желанию» кадров как-то надо было компенсировать. Ко двору пришлись «остатки» осиротевших ERUPTION – достопамятный Андерс и басист Ник Дёринг. Увлечённые всякой чертовщиной и оккультизмом, музыканты пыжились напугать публику - что в итоге у них и получилось. Во всяком случае, первое живое шоу нового состава OPETH в сборной дэзовой солянке на одной сцене с THERION оказалось, как свидетельствует Окерфельдт, «худшим выступление, которое ему приходилось видеть». Сказались нервы, отсутствие опыта. «Мы хотели побросать инструменты и скорее свалить домой», - делился впечатлениями Микаэл. Пытаясь остаться на плаву, участники OPETH уходили, а им подыскивали замену. Исберг покинул группу в 1992-ом, позже прославившись в качестве ди-джея. Так и жили до тех пор, пока мотающийся, словно нечто в проруби, коллектив не подобрали волшебники из Candlelight Records.

Свет в начале туннеля

OPETH, что любопытно, не соизволили завалить рынок потоком демок, как это принято в нормальном андеграунде: единственная подобная запись была разослана по рекорд-компаниям. За этим обыденным для начинающих команд спамом последовал долгожданный релиз дебютной пластинки – Orchid (1995), музыку для которой компания начала писать за 4 года до этого. Несмотря на пробу пера, четвёрка, тем не менее, уже в некотором роде представляла, что же будет дальше. Дэз гётебогского образца, укрытый специфическим звуком кудесника Дэна Свано (EDGE OF SANITY, NIGHTINGALE), эффектно разбавили компромиссными элементами (акустическими проигрышами, прог-роковыми моментами, джазовыми реминисценциями и чистым вокалом, ещё недостаточно профессиональным), а Андерс умудрился забабахать трёхминутную фортепьянную интерлюдию. Рык Окерфельдта здесь несколько выше, чем на более поздних работах, больше напоминающий блэковый вариант, нежели дэзовый. В рамках стиля получилось очень необычно – в первую очередь, из-за эпического размаха композиций (10-14 минут) и на удивление разборчиво выписанных басовых партий.

Запись несколько затянулась, и коллективу не терпелось поехать в тур. Тем не менее, гастроли не принесли облегчения. Флагман OPETH называет короткое турне «скучным». Скоропостижная запись второй пластинки стала продолжением нервозной обстановки, сложившейся в шведской дружине. «Нам казалось, что группа вот-вот распадётся. Тем не менее, мы записали отличный альбом», - признаётся Микаэл. Morningrise, оказавшийся на полках магазинов в 1996 году, довёл до апогея наработки раннего варианта OPETH. Вторую попытку группы многие критики и поклонники до сих пор считают лучшей в карьере. 20-минутная «Black Rose Immortal» до сих пор – самая длинная и эпическая вещь в истории OPETH, на «To Bid You Farewell» в принципе нет дэзового вокала, а «The Night And The Silent Water» посвящена памяти отца Окерфельдта, который умер в самом начале рекорд-сессии.

Обновление

«Теперь мы практически другая группа», - говорит Микаэл Окерфельдт о третьей работе OPETH, и с этим трудно не согласиться. Альбом My Arms, You Hearse, выпущенный в 1998 году, оказался первым стилистическим порогом на пути OPETH, за которым виднелись новые горизонты. В коллектив влилась свежая кровь в лице двух Мартинов - Лопеса (экс-ударник AMON AMARTH) и Мендеса. Изменился звук: в свои руки дело взял известный шведский звукорез Фредрик Нордстрём. Длина композиций уменьшились, а некоторые треки и вовсе обзавелись только чистым вокалом. Такие изменения не предполагались заранее. «Мы непредсказуемы. Я просто писал материал, и он вышел именно таким», - парирует все вопросы предводитель шведов. Ребята подсознательно искали наилучшее сочетание между мелодичной стороной и мощными риффами. Впервые в истории скандинавов их творение обрело концептуальную основу, повествуя о судьбе привидения и его любимой. Сюжет выстроен в круговой манере, где по мере развития меняются времена года, а дабы связь была ещё прочнее, каждое последнее слово (или словосочетание) одной композиции превращается в название последующей. «Это история о смерти, почти реквием», - характеризует работу Микаэл.

Концептуализм – штука навязчивая, и если уж он ухватывает музыкантов за грудки, то потом от него трудно избавиться. Сюжет Still Life (1999), выпущенного на Peaceville Records, ничего не оставил от грусти предшественника – здесь мы имеем скорее трагедию местного масштаба. Изгнанник, имя которого так и не раскрывается, возвращается в свой город за любимой – Мелиндой после 15 лет разлуки. Он уговаривает её бежать вместе, но городской Совет ловит женщину и убивает её. В слепой ярости главный герой устраивает массовую резню, за что его казнят. Перед смертью он видит, что Мелинда ждёт его по ту сторону…

Новая пластинка очень гармонично совместила дэзовую реальность группы и её прогрессивное измерение. Возможно, лишь запись стала чуть более джазовой - на нескольких композициях невооружённым глазом заметны соответствующие структуры.  К оформлению привлекли набиравшего обороты в то время американца Трэвиса Смита. В итоге диск разошелся приличным тиражом, и стала самой кассовой записью OPETH – во всяком случае, до выхода сиквела.

Still Life записывался в экспериментальном режиме. Как вспоминает Микаэл, музыканты постоянно динамили работу, предпочитая играть в Playstation, а полноценных репетиций нового материала было всего две. Уже после работы лидер коллектива поехал на каникулы в Англию, где пил пиво и отрывался по полной с Йонасом Ренске из КATATONIA.

Странное время

2000 год Микаэл называет «странным» в истории коллектива. Тому виной, судя по всему, некоторая неразбериха, царившая в его собственной голове. О том, что надо бы наработать материал для новой пластинки, запись которой уже была ориентировочно намечена на определённое время, музыкант попросту не вспоминал. Дедлайн подбирался к горлу с ножом, и Микаэлу пришлось спасаться от него (и попутно искать вдохновение) в сельской местности. Там, неподалеку от Стокгольма, в домике своего друга лидер OPETH и записал столь важную демку. За пару месяцев до этого события Окерфельдт случайно встретился за ужином на лондонской тусовке с одним из своих музыкальных героев – Стивеном Уилсоном, мастермайндом знаменитых PORCUPINE TREE. Ушлый швед незамедлительно предложил кумиру поработать вместе, и тот с радостью согласился спродюсировать новое детище OPETH. Сам подход скандинавов к «снаряду» не изменился. Всего три прогона и несколько недель активного студийного творчества. «Репетировать – это скучно», - признаётся Окерфельдт.

Впрочем, дней четырнадцать участники коллектива вообще прожили в студии. «В маленькой спальне четыре чувака, которые не мылись дней десять. Запашок что надо! Достаточно для того, что выразить всю боль и страдания», - острит Микаэл. Стивен продержался чуть меньше двух недель. Этого времени хватило на то, чтобы справиться с режиссурой, а также спеть пару строк и слегка поиграть на гитаре с фортепьяно. Blackwater Park, вышедший в 2001 году, знаменовал переход на Music For Nations. Не прыгнув выше головы, а грамотно совместив имевшиеся наработки, скандинавы вышли на пик формы. Из новинок – лишь принесённые с собой «телефонизированные» вокалы, частые гости на работах PORCUPINE TREE. Альбом, названный по имени немецкой прогрессив-роковой команды, пробил крышу и ринулся в небеса.

OPETH не дали отдохнуть после его выхода. Предложения о гастролях посыпались как из рога изобилия. Крупнейшие европейские фестивали приняли их с распростёртыми объятиями. «Неважно, что мы играли посреди ночи. Наши фанаты были там!», - с восхищением вспоминает Микаэл. В американский тур к группе в пару «навязали» сначала AMORPHIS, а затем NEVERMORE. Судя по заметкам атамана скандинавов, весь тур прошёл в тумане. «Мы с Уоррелом Дейном, вокалистом NEVERMORE, каждый вечер бухали водку. Мне даже дали прозвище на испанском языке. Так меня теперь всегда называют, когда я напьюсь!». Американский отросток гастролей хоть и был невероятно успешным, но не обошёлся без проблем. «Возникли трения между менеджерами и самими группами, которые участвовали в туре», - признаётся Окерфельдт.

Два в одном

Возвращение в Швецию дало OPETH время на передышку, однако деятельный Микаэл, словно вечный маятник, кинулся создавать новый материал. Дело стояло на месте, вдохновение никак не озаряло присутствием душу нашего героя, но самой масштабной проблемой стало сомнение относительно будущего характера пластинки. С одной стороны, шведу безумно хотелось сотворить нечто более прямолинейное и тяжёлое, нежели предыдущие прогрессивные пластинки, с другой – не хотелось выкидывать на свалку истории все мелодичные наработки. Выход из патовой ситуации отыскал ближайший друг – Йонас из KATATONIA, который предложил разбить альбом на два. Сама идея, по словам Окерфельдта, оказалась не новой (подобные советы раздавали дельцы из Candlelight Records ещё во времена Morningrise), но подкинута она была в самый ответственный момент. Окерфельдт даже брал в расчёт возможность релиза двойного диска, но потом отказался от неё. Стивен Уилсон продолжил восседать в кресле продюсера, а сама группа, продолжая плутать по закоулкам бизнеса, переехала на Koch Records.

Deliverance (2002) и Damnation (2003) – два звена одной цепи, хотя похожесть их ограничивается общей стилистической каймой, проторенной OPETH. Первая пластинка – возращение к ранним увлечениям группы, с явным дэзовым превалированием и уклоном в сухой, агрессивный стиль. Ломаные и приджазованные структуры (потрясающая работа ударника), настоящий концептуально-лирический кошмар, воплощённый в очень личных и невероятно тёмных, словно тюремное подземелье, стихах с почти осязаемой атмосферой. Впрочем, несмотря на очередной «финт ушами» - нежданный эксперимент с эстремальщиной во главе - орлы Окерфельдта не сумели возвыситься над своими предыдущими наработками. Разбиение двойника сыграло с коллективом злую шутку: два в одном выглядело бы лучше, сыграло бы на противопоставлении друг другу, но не срослось. Damnation в этом плане выглядит гораздо более целостным и самодостаточным диском, поскольку развивает идеи Окерфельдта в том направлении, где нет необходимости ограничивать изобразительные средства. На второй части музыканты обратились к прогрессивному року и психоделии 70-х в самом широком спектре – от явных влияний YES до широких заимствований по части атмосферы у PINK FLOYD.

Эксперимент с отходом от родной стилистики был благоприятно воспринят как музыкальными критиками, так и простыми поклонниками. Группа же ожидала результата более неоднозначного, да и сам поворот к прог-року вымотал участников OPETH. «Это был ад. Мы отдали столько сил, что чуть не убили весь наш энтузиазм», - признался гитарист коллектива Петер Линдгрен. К тому же скандинавам пришлось поменять студию. Записываться в старой Праге было, разумеется, очень атмосферно, но оборудование критики не выдерживало. Кроме всего прочего, в очередной раз к студийным бдениям OPETH подошли без готового домашнего задания: большая часть материала появилась на свет во время рекорд-сессии. Кстати, организация концертного тура в поддержку двойника выявила одну немаловажную проблему: на Damnation оказалось столько клавишных, что без оператора этой машины обойтись было уже невозможно. Пер Виберг, изначально приглашённый проехаться с ветерком в составе OPETH, вскоре стал пятым постоянным участником группы.

Приятного OPETH-ита!

Через два года, которые вместили в себя релиз полноценного британского DVD Lamentations, мрачная шведская капелла снова изменилась. В их жизни появился новый мейджор-лейбл Roadrunner Records, группа впервые обратилась в своих текстах к оккультизму, а материал – также в первый раз за долгие годы – был отрепетирован заранее. Ghost Reveries (2005) побил все рекорды коллектива по пребыванию в чартах, отлично продался, однако оставил неоднозначные впечатления. Глубокая, но очень уж однотонная атмосфера, минимум структурного разнообразия. «Мы изменили звучание. Пожалуй, это самый не дэз-металлический релиз в жизни OPETH», - характеризует диск Окерфельдт. С этим трудно не согласиться. Местами Ghost Reveries представляет собой прогрессив-метал формата OPETH, местами - прог-рок с чёткими, монотонно повторяющимися риффами в духе KING CRIMSON 70-х, скрещенный с хард-н-артом на манер RUSH, иногда до боли классический готик-метал, и лишь изредка наружу вылезают мощные дэзовые партии. Они обильно разбросаны по первой композиции, но далее по тексту сходят на нет. Некоторая однообразность повествования привела к тому, что Ghost Reveries явился самым противоречивым альбомом в дискографии шведов.

Именно в таком состоянии - творческом, но несколько разбитом - OPETH пришли к 2007 году. В существовании коллектива на нынешнем этапе наметились три пути. Один очень уж эфемерный, скрытый в глубоком тумане, словно хрестоматийный ёжик. Речь идёт о мифическом проекте Окерфельдта, Стивена Уилсона и Майка Портного (DREAM THEATER), слухи о котором муссируются уже очень долго. Сочетание, как минимум, любопытное. Уж если к психоделическому миру PORCUPINE TREE добавить ритмической мощи DREAM THEATER, а сверху посыпать мрачным лиризмом OPETH, получилась бы сказка. А может, как свидетельствует Уилсон в интервью, и «нечто совершенно особое». В любом случае, идея заморожена, и предводитель шведов просит поклонников не очень-то надеяться.

Остальные две дорожки идут параллельными курсами. Осенью готовится к выходу DVD, записанный в лондонском клубе «Roundhouse», на котором каждый найдёт обыденный набор из интервью - как музыкантов, так и фэнов, фотки и прочую белиберду. С новой пластинкой, релиз которой пока не привязан к конкретным временным рамкам, всё гораздо любопытнее. Окерфельдт обещает нам полный винегрет эмоций. Некоторые вещи выполнены в брутальном стиле, близком к техно-дэзу (хотя в пример, странное дело, ставятся ранние BATHORY), другие же темы, в противоположность, отсылают к прог-року. Есть, как Микаэл выражается, и прогрессивная композиция в классическом смысле («прикольная хоббитская симфо-тема»), и восточные мотивы, и пара песен вроде саундтреков к фильму. В общем, скучно не будет! Да и могло ли быть!.. Что-то мне подсказывает, что готовящаяся к релизу пластинка станет самой разнообразной в истории OPETH. Во всяком случае, будем на это надеяться. Хотя любые эксперименты хороши в меру.
PS: Уже после написания статьи по каналам мировых метал-новостей пронеслось печальное известие: Петер Линдгрен покинул пост гитариста OPETH, который занимал в течение 16-ти лет. В официальном заявлении он объясняет свое решение усталостью от излишне  продолжительных турне, потерей былого энтузиазма и, как следствие, невозможностью посвящать себя группе на 100%. Расставание вышло полюбовным, музыканты остались друзьями, причем Петер Линдгрен планирует и далее заниматься музыкой, но уже в ином ключе. Новым  участником команды был объявлен Фредрик Акессон (ex-ARCH ENEMY, KRUX, TALISMAN), которого лидер OPETH Микаэл Окерфельдт называет одним из трех лучших гитаристов Швеции.

Дата: 23.10.2007


автор: Hatebreeder
источник: журнал Metal Art
прислал: Археолог

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

История зарождения Death metal

Death появился тогда, когда вокалисты некоторых трэшевых команд решили переплюнуть Лемми Килмистера (Motorhead). Группа Чака Шульдинера, названная просто и незатейлево "Death", что с перевода означает - "смерть", вдохновленная вокалистами из групп...

Фото музыкального исполнителя 12 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов