На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: инструкция по выживанию
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

Pink Floyd

  1966   Великобритания   Art Rock


Жаль, что вас там не было

Свершилось невероятное. В нашей стране побывала знаменитая группа "Пинк Флойд", приезд которой недавно не могли себе представить даже в самых буйных мечтах любители рока. Одновременно произошло и другое событие, не столь фантастичное, но не менее радостное для любителей музыки: "Фирма Мелодия" выпускает двойной альбом легендарного ансамбля.

Это несколько перефразированное название одной из популярнейших пластинок британской супер рок-группы "Пинк Флойд" можно смело адресовать тем, кому не удалось попасть на ее концерты, проходившие с 3 по 8 июня этого года в Москве. Еще совсем недавно даже представить себе было трудно, что приезд группы возможен. Конечно, у нас на гастролях побывали и Эми Стюарт, и "Юрайа Хип", и "Статус Кво", и "Уишборн Эш", но к моменту приезда в СССР свет этих некогда ярких звезд уже заметно померк.

За исключением Билли Джоуэла, "Пинк Флойд" — пожалуй, первая оставшаяся в зените славы рок-знаменитость, приехавшая с концертами в Союз в рамках своего сорокапятидневного европейского турне (до этого она побывала в Италии и Греции). Пинк Флойд в Москве В организации выступлений "Пинк Флойд" в Москве приняли участие Госконцерт СССР и "Барруччи Лейжа Энтерпрайзез лимитид" Великобритания. По контракту концерты должны были завершиться 7 июня, но в связи с тем, что 5 июня (из-за трагедии в Башкирии) был объявлен днем национального траура, музыканты продлили срок гастролей и выступили еще и 8 июня.

Спорткомплекс "Олимпийский" в течение пяти дней так и не смог вместить всех желающих: зрители стояли в проходах, просочившись (всеми правдами и неправдами) сквозь кордоны стражей порядка. Еще больше осталось людей на улице — в надежде на сверхвезение. Однако, несмотря на вполне оправданный столь большой интерес к концертам британцев (и стабильно бурную реакцию зала практически на каждую исполняемую композицию), выступления группы прошли без эксцессов. Давно известно, что организация и проведение многотысячных рок-концертов на больших площадках дело непростое.

За рубежом уже накоплен достаточный опыт — мы только начинаем. Во время беседы с заместителем Генерального директора Госконцерта СССР Владиславом Степановичем Хадыкиным на вопрос об организации гастролей "Пинк Флойд" в нашей стране он ответил: "С такой серьезной проблемой, как проведение концертов этой рок-группы, мы столкнулись впервые. Программа "Пинк Флойд", как известно, сложна не только в чисто музыкальном отношении, но и в техническом обеспечении. Чтобы все соответствовало требуемому уровню, представителям Госконцерта СССР и сотрудникам спорткомплекса "Олимпийский" пришлось побывать на концертах ансамбля за рубежом и все тщательным образом изучить.

В свою очередь и представители технической службы "Пинк Флойд" приезжали в Москву познакомиться с возможностями "Олимпийского" комплекса. Работы было много. Но нам очень повезло с партнером — фирмой "Барруччи", которая начала переговоры с "Пинк Флойд" около года назад и сумела добиться успеха. Эта фирма, занимающаяся организацией гастролей музыкантов, хорошо известна в мире и пользуется заслуженным уважением и доверием. С доставкой многотонной аппаратуры группы нам помогли киевляне, предоставив транспортный самолет".

Выслушав сказанное В. С. Хадыкиным, я про себя подумал, что очень уж, на первый взгляд, все гладко получается. Конечно, привыкли мы за многие годы к разного рода трудностям, которые сами же себе создаем и сами их героически преодолеваем. И вдруг все получилось "без сучка и задоринки", как надо. (Слава богу, пора уж, сколько же можно!) Однако из дальнейшей беседы стало понятно, что мои сомнения оказались оправданными. "А вот с организацией концертов на месте проблем нам хватило, — продолжил Владислав Степанович. — Не было стульев для партера. Стоячий партер, как известно (но непонятно почему?), запрещен, хотя во всех цивилизованных странах он практикуется. Не было также и перегородок, разделяющих зал на случай непомерного скопления публики.

Пришлось срочно доставать складные алюминиевые стулья, что, поверьте, было не просто. Сразу же после первого выступления группы возникла еще одна проблема: начальству не понравился чересчур шумный прием музыкантов. И требование — прекратить! На Исполкоме Моссовета вместо помощи или хотя бы сочувствия к проблемам, возникающим при проведении подобных мероприятий, мы услышали: "Раз всего этого нет — можете концерты не проводить вообще".

Просто руки опускались.

Наш разговор окончен. Впечатление от него двоякое. С одной стороны, если вспомнить массу нареканий к работе Госконцерта двух-трехлетней давности, очень отрадно сознавать, что многое изменилось к лучшему, отвечает требованиям времени.

С другой стороны — по-прежнему продолжается политика запретов, разного рода ничем не оправданных "нельзя". Ради сухого, не имеющего ничего общего с реальной жизнью параграфа, надуманных инструкций были готовы лишить тысячи и тысячи людей радости общения с живой, настоящей, эмоциональной музыкой, исполняемой великолепными профессионалами с мировым именем. Вместо диалога, разумных компромиссов и реальной помощи — хорошо знакомый всем угрожающе-злобный монолог. А ведь давно пора помогать друг другу, и тем более не ставить палки в колеса, которые и без того уж слишком часто буксуют.

И можно только приветствовать поездку представителей Главного управления внутренних дел Мосорисполкома за границу, чтобы изучить, как там проводятся, с организационной точки зрения, концерты популярной музыки, и в частности, как поддерживается порядок и безопасность. Пришло время обратить самое серьезное внимание и на нужды (в первую очередь чисто технического характера) спорткомплекса "Олимпийский", ведь на сегодняшний день — это центральная концертная площадка столицы. Проблемы есть, их немало, и они хорошо известны, но лишний раз сказать о них, я уверен, никогда не помешает.

Накануне первого концерта "Пинк Флойд" в Москве 2 июня состоялась пресс-конференция с участниками группы — Дэвидом Гилмором (гитара и основной вокал), Ником Мейсоном (ударные) и Ричардом Райтом (клавишные и синтезаторы). Небольшой пресс-центр "Олимпийского" был битком набит журналистами из разных стран. Сейчас трудно воспроизвести все вопросы и ответы, а тем более в хронологическом порядке.

Поэтому постараюсь остановиться на наиболее интересных. (Кстати, в беседе принимали участие только Гилмор и Мейсон. Ричард Райт, за исключением одного-двух вопросов, адресованных непосредственно ему, на которые он дал довольно лаконичные ответы, в разговоре не участвовал.) Журналистов интересовало буквально все, так или иначе связанное с прошлым и настоящим ансамбля. В частности, что означает название группы, где сейчас Сид Баррет, можно ли снимать концерты на кинопленку и делать магнитофонную запись? Будем считать — это первые три вопроса. А вот ответы на них.

Название группы составлено из имен двух известных в прошлом блюзовых певцов из США: Пинка Андерсона и Флойда Консела. Как известно, группа "Пинк Флойд" была создана в 1966 году, и музыканты не могли не увлекаться популярнейшим в то время направлением в музыке — ритм-энд-блюзом, которое оказало существенное влияние на их будущую работу.

Перед тем как рассказать о том, что ответили музыканты на следующий вопрос, где сейчас Сид Баррет, — позволю себе немного рассказать о нем: ведь история группы началась фактически с него. Сид родился в 1946 году в университетском городке Кембридж. В середине 60-х закончил художественный колледж в Лондоне. Но главным увлечением была популярная музыка и поэзия. Познакомившись с Роджером Уотерсом, Ником Мейсоном и Ричардом Райтом, Баррет создал то, что известно уже почти четверть века как феномен "Пинк Флойд".

Сам Сид был автором большинства ранних композиций группы и играл на гитаре. Ансамбль относительно быстро попал в лидеры британского андер-граунда и делал приблизательно то же, что его заокеанские коллеги из Сан-Франциско: группы "Софт Мэшин" и "Сумасшедший мир Артура Брауна". В 1967 году увидел свет первый альбом "Пинк Флойд" "Волынщик перед рассветом", попавший в национальный хит-парад и занявший там седьмое место. Это был единственный диск, записанный Барретом со своей группой. В апреле 1968 года он вынужден был покинуть "Флойд" (после жесточайшего нервного кризиса, вызванного пристрастием к разного рода стимуляторам, включая наркотики).

Сида Баррета сменил Дэвид Гилмор, который вместе с бас-гитаристом и вокалистом Роджером Уотерсом стал генератором основных творческих идей группы, заметно переориентировав ее звучание в направлении так называемого психоделического, космического рока, широко используя звуковые эффекты синтезаторов, ранее не известные в мире рок-музыки. В самом начале 70-х Баррет выпустил один за другим два сольных диска, прошедших практически незамеченными, и пропал из поля зрения критики. Сейчас он, по словам Гилмора, живет в своем родном Кембридже и активно творчеством не занимается.

И еще одно уточнение. В отличие от бытовавшего мнения, что альбом 1975 года "Жаль, что вас здесь не было" (занявший в свое время высшую позицию в британском хит-параде) полностью посвящен Баррету, стало известно, что ему посвящена только одна композиция — "Продолжай светить, твой сумасшедший бриллиант". С нее и начал первое отделение концерта ансамбль. Что касается разрешения на съемку и запись — ответ был однозначным — "нет". Музыканты объяснили свой запрет тем, что по их твердому убеждению качество и того, и другого будет наверняка желать лучшего. К тому же вышел альбом с записью этой концертной программы и снят фильм.

Возможно, наши телезрители смогут когда-нибудь его увидеть. Во всяком случае, уже ведутся переговоры о его закупке. А вот филофонистам, кажется, повезло. Фирма "Мелодия" купила у британской "ЭМИ Рекордз" лицензию на двойной диск "Пинк Флойд". Это концертный сборник лучших вещей группы, записанный в прошлом году. Остается подождать, когда он появится на наших прилавках.

Теперь о второй группе вопросов и ответов на них. Музыкантов, в частности, спрашивали, кто им нравится из рок-мира сегодняшних дней; знают ли они что-нибудь о русском роке; принесет ли приезд в СССР ансамблю прибыль и сможет ли советский зритель увидеть все то, что обычно показывает "Пинк Флойд" в других странах? В своих симпатиях и Гилмор, и Мейсон были в общем-то единодушны: нравятся Питер Гейбриэл, Стинг.

Что касается русского рока, то Гилмор растерянно пожал плечами — мол, ничего такого выдающегося он не слышал. А вот в отношении финансовой стороны гастролей в Союзе ответ был вполне конкретен: "Мы сюда приехали не деньги зарабатывать, а представлять свою музыку". Добавлю, что еще в прошлом году Дэвид Гилмор и Ник Мейсон приезжали в нашу страну с частным визитом, посетив космодром Байконур и сделав цифровую запись запуска космического корабля. Тогда и было высказано желание познакомить советских поклонников популярной музыки с творчеством "Пинк Флойд", как говорится, живьем.

Через год это стало реальностью. Ансамбль прилетел в Москву на двух авиалайнерах, вместивших сто человек команды: звукооператоров, пиротехников, осветителей и сто двадцать тонн различной аппаратуры, включая мощную аудиосистему, шесть компьютеров, лазерные и световые установки. По словам Гилмора, они привезли полный набор, желая показать в Москве все то, что показывают во время любой другой гастрольной поездки.

И вот наступил долгожданный день, когда на сцену "Олимпийского" вышли музыканты "Пинк Флойд" — живая история и легенда рок-музыки — и в притихший после приветственных оваций переполненный зал полилась знакомая многим мелодия: "Вспомни, когда ты был молод и светил как звезда". Да, действительно, практически все вещи, прозвучавшие в концерте, заставляли вспомнить ушедшие годы. Ведь за исключением композиций из последнего альбома "Моментальная потеря рассудка", выпущенного в 1987 году, остальные были написаны "Пинк Флойд" в 70-х. А тогда слава квартета была в зените не только в Европе и США, но и в нашей стране.

Пластинки группы, "запиленные" до шипения, переписывались десятки раз. Под ее музыку редко танцевали — больше слушали, пытаясь понять себя, понять происходящее вокруг и ответить на многие вопросы. Вот звучат композиции "Деньги" и "Время" самой знаменитой, пожалуй, пластинки ансамбля "Обратная сторона луны" (удерживавшей второе место в британском национальном хитпараде "10 лучших альбомов недели" в течение больше десяти месяцев с 1972 по 1973 год).

Вслушиваясь во много раз слышанное, мы воспринимаем это сейчас совсем по-новому (благодаря особой атмосфере живого присутствия) и невольно ищем глазами на сцене четвертого участника ансамбля — бас-гитариста и вокалиста Роджера Уотерса. Но его там нет. Его нет в группе несколько лет. Уотерс из-за внутренней распри покинул ансамбль и начал сольную карьеру, записав уже ряд, надо отдать ему должное, неплохих пластинок. Когда это случилось, "Пинк Флойд" были на грани распада, но Дэвид Гилмор смог стать тем связующим звеном, которое в нужный момент спасло коллектив от реальной возможности остаться в рок-истории 70-х годов.

А в это время со сцены уже раздается более позднее: "Нам не нужно никакого образования. Мы не нуждаемся в контроле над нашими мыслями". Звучит всемирно известная композиция "Еще один кирпич в стене" двойного альбома 1979 года "Стена". Когда эта пластинка увидела свет, наша пресса с восторгом писала о ее антивоенной, гуманной смысловой направленности. (И это действительно было правдой.) Группу превозносили до небес, называя уникальной, честной, бескомпромиссной. Но пройдет всего три с небольшим года и честные бескомпромиссные музыканты "Пинк Флойд" попадут у нас в черный список.

Откуда вдруг, после так всем полюбившейся "Стены", подобная немилость? Дело было в очередном диске группы "Последний отрезок", вышедшем в 1983 году. На первый взгляд здесь вроде бы все нормально: та же антивоенная тематика. Альбом посвящен отцу Роджера Уотерса, погибшему во время второй мировой войны, в 1944 году, накануне рождения будущего музыканта. Да и подзаголовок соответствует общей идее: "Реквием по послевоенной мечте". Но вот первая композиция на второй стороне диска "Уберите ваши грязные руки от моей пустыни" явно подкачала. Она-то всему и виной. Уотерс поет: "Брежнев занял Афганистан. Бегин занял Бейрут. Галтиэри скинул британский флаг ("Юнион Джек") на Фолклендах".

Если абстрагироваться от ненормальных эмоций и амбиций, то эта песня — всего лишь выражение отношения артистов к происходящему в окружающем их мире. И было бы странным, если бы в творческом активе "Пинк Флойд" после наделавшей столько шума "Стены" не появилось бы нечто подобного. Кстати, на концертах в Москве из этой пластинки не прозвучало ни одной песни. "Последний отрезок" стал действительно последним для классического состава ансамбля. Как я уже говорил выше, Уотерс вскоре покинул группу и начал сольную карьеру.

И, пожалуй, еще один эпизод, из истории "Флойд", на этот раз совсем недавней, о котором мне хотелось бы рассказать в связи с происходившим на сцене. А происходило там следующее. Тяжелый, гнетущий гитарный ритм. Всполохи кроваво-красного света. На круглом экране позади сцены появляются бегущие во мраке наступающей ночи огромные собаки со светящимися в темноте глазами.

Перед самой сценой поднимаются багровые языки пламени (весь концерт сопровождался многочисленными эффектами: лазерные нити, летающий кабан с глазами-прожекторами и т. п.), и Дэвид Гилмор начинает петь, на мой взгляд, самую мощную композицию, не только по своей музыкальной структуре, но и по силе эмоционального воздействия поэтического текста, — "Псы войны" ("Наемники") из последнего альбома группы "Моментальная потеря рассудка" (1987 год). Впечатление огромное, может быть самое сильное из того, что происходило в тот вечер на сцене "Олимпийского". Сразу же после своего появления диск "Моментальная потеря рассудка" попал в европейский хит-парад "100 лучших альбомов недели" и занял там второе место. А по продолжительности пребывания в списках популярности побил рекорд "Обратной стороны луны".

"Пинк Флойд" совершили мировое турне, представляя свою новую работу после реанимации коллектива Дэвидом Гилмором. Сомневаться в полном успехе не приходится: только в Северной Америке концерты группы посетило более двух миллионов человек. Так, после практически десятилетнего перерыва в концертной работе (последнее выступление "Флойд" состоялось в 1980 году с программой "Стена" в Лос-Анжелесе) ансамбль с триумфом вернулся на сцену, и московские концерты стали прекрасным тому подтверждением.


автор: С. Муравьев
источник: Мелодия #4, 1989 (октябрь-декабрь)
прислал: Rock

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Sympho Metal

Симфонический метал – это совершенно особый стиль металлической музыки, который отличается тем, что представляет собой синтез метала с симфонической классической музыкой. Отличительными признаками стиля являются классический женски...

Фото музыкального исполнителя 20 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов