На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: queensryche
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

Pink Floyd

  1966   Великобритания   Art Rock


Эй, вы там – на другой стороне Луны!

25-летию альбома "The Dark Side Of The Moon" посвящается.

"Dark Side" – один из первых виниловых альбомов с квадрофоническим звучанием. Правда, оценить всю прелесть новшества смогли немногие счастливчики, в расположении которых была соответствующая аппаратура.

Помимо самих «Пинк Флойд», весомый вклад в творческую победу внес звукорежиссер Алан Парсонс и специально приглашенные для записи альбома исполнители – прежде всего это известный "сессионный" саксофонист Дик Перри и певица Клэр Торри.

Забавно, что несколькими годами раньше, еще в сид-барреттовскую эру «Пинк Флойд» (впрочем, дни самого Сида Барретта в коллективе были тогда, по сути, сочтены), отец основатель предложил взять в группу пару саксофонистов и вокалистку. "Да-да, Сид, конечно, замечательная идея," – кивали головами его коллеги, занятые мыслью о том, как бы – под каким удобно предлогом – избавиться от вошедшего в "штопор" Сида.

Издаваемый в США международный "флойдовский" журнал получил название по одной из песен альбома – "Brain Damage" ("Помутнение рассудка").

Первоначально возникло несколько совершенно не связанных друг с другом музыкальных фрагментов. Во время очередных посиделок на кухне Ника Мэйсона музыканты наконец сформировали основную тему будущего альбома – "стрессы и напряги человеческого жития-бытия". Чуть позже, когда музыканты работали в репетиционной, Роджер Уотерс внес некоторые уточнения в замысел: это должен быть рассказ о всех тех вещах, что сводят человека с ума.

Рабочее название альбома никакого отношения к Луне не имело. Собственно, это было даже не название, а номер по каталогу фирмы Harvest — SHVL 804. Одной из лучших "флойдовских" кавер-групп считается «The Machine». По отзывам специалистов, их "Dark Side"-шоу не намного уступает оригиналу.

По наблюдениям экспертов британской музыкальной газеты "Sound", записи "Обратной стороны" чаще других произведений использовались в качестве музыкального сопровождения секс-шоу в Амстердаме.

А один из самых запоминающихся фрагментов альбома – вокальная импровизация Клэр Торри в композиции "The Great Gig In The Sky" – семнадцатью годами позже был воспроизведен в рекламе болеутоляющего средства "Нурофен".

В Великобритании альбом поступил в продажу 24 марта 1973 года (в США – неделей позже). Мировая премьера "Обратной стороны" состоялась в лондонском планетарии. Часть публики, среди которой было немало завсегдателей всевозможных презентаций, откровенно заскучала во время светового шоу. Чтобы как-то себя развлечь, "невъехавшие" граждане стали хохмить, некоторые принялись попыхивать калифорнийским дымком, а кое-кто решил дополнить шоу элементами импровизированного "театра теней" – по стенам запорхали "орлы" и "голуби", начали скакать "кролики" и прочая живность.

Речевые фрагменты, которыми перемежаются композиции альбома, по большей части, наговорили случайные прохожие, которых останавливали на улице возле станции Abbey Road, предложив ответить на вопросы, записанные на карточках. Вопросы были типа: "Подвергались ли вы когда-нибудь насилию?", "Что вы думаете о смерти?" и т.д. Временами с "Обратной стороны" доносятся голоса людей вполне известных. К примеру, фразу «не могу сказать точно», произносит Генри Маккаллох, гитарист группы Пола Маккартни «Wings». Говоря о своей правоте, Генри имел в виду ссору с женой. (В тот момент «Wings» записывались по соседству с «Floyd». По словам "флойдовцев", они попытались было раскрутить на концептуальный разговор самого Пола и его Линду. Но те отказались, сославшись на исключительную занятость.

На самом деле, утверждают злые языки, чета Маккартни все же высказалась, но их ответы оказались настолько банальными и "неспонтанными", что "флойдовцы" решили обойтись без них.) Довольно много наговорил роуди группы Роджер по прозвищу Шляпа. "Каменный смех", звучащий в песне "Brain Damage", тоже его рук (точнее его голоса) дело. А заключительную фразу альбома "there is no dark side of the moon, really... as a matter of fact it’s all dark" ("на самом деле у Луны нет никакой темной стороны... она вся темная") произносит студийный привратник-ирландец.

В 1974 году одна французская компания, производящая слабоалкогольные напитки, предложила «Пинк Флойд» сделку. Музыканты принимают участие в рекламной компании фирмы в некоторых печатных изданиях, а фирма проспонсирует их Dark Side-тур. Ставшие ныне вещью вполне обыденной, в середине 70х подобное гастрольное спонсорство было еще в диковинку. Фэны группы и сами «Пинк Флойд» отнеслись к этой рекламной акции весьма "неоднозначно". Все полученные от нее доходы музыканты в конце концов передали в благотворительные фонды.

В интернете существует специальный сайт, целиком посвященный странным совпадениям между фонограммой "Dark Side" и "картинкой" из знаменитого американского фильма 1939 года "Волшебник страны Оз".

Роджер Уотерс биографию «Пинк Флойд» разделяет на два этапа: до и после "Обратной стороны".

Вышедший в 1972 году альбом "Obscured By Clouds" был довольно прохладно встречен и публикой, и критиками (точнее было бы сказать "незаслуженно прохладно" – "Obscured...", пожалуй, один из самых недооцененных в истории популярной музыки альбомов). Многие тогда посчитали, что «Флойд» "кончились" и что, по большому счету, ждать от них больше ничего не приходится. С выходом "Обратной стороны" вчерашние "могильщики" в один голос заговорили о "новых горизонтах рок-музыки" и открытых музыкантами "неведомых доселе возможностей звукозаписи. Благодаря "Dark Side" группа приобрела культовый статус и многомиллионное состояние.

Впрочем, Уотерс, скорее, имеет в виду обратную сторону свалившегося на их группу всемирного успеха. "После "Dark Side" все пошло наперекосяк. Мы стали занимать первые места во всяких идиотских опросах, и т.д. По сути, "Dark Side" оказался последним нашим сотрудничеством по доброй воле. Последующие 10 лет совместного творческого жития напоминали совершенно бесперспективный брак, который ничем иным, кроме развода, закончиться не мог". Прозвучавшая на альбоме строка "and if the band you’re in starts playing different tunes" ("и если вдруг твоя группа начинает играть вразнобой") оказалась поистине пророческой.

Никак не ожидавшие оглушительного успеха "Обратной стороны" музыканты одно время пребывали в крайнем затруднении – что же делать дальше? Успех "Dark Side" ко многому обязывал. Однажды им в голову пришла необычайная идея – сделать альбом, целиком состоящий из звуков, которые издает самая обычная домашняя утварь: бутылки, баллончики с аэрозолями, щетки и прочая. В конце 1973 года они даже записали кое-что в студии, но, в конце концов, подумав, отказались от этой затеи.

В фильме "Стена" режиссера Алана Паркера, за основу которого был взят одноименный альбом «Пинк Флойд», есть эпизод, когда школьный учитель находит у главного героя Пинка его стихи и, дабы поиздеваться над "рифмоплетом", зачитывает их всему классу. Звучащие в этот момент строки – не что иное, как цитата из песни "Money".

Кстати, Роджеру Уотерсу до сих пор икается от этой насквозь пропитанной разоблачительным пафосом песни о презренном металле, обладание которым сулит "новехонькое авто, икру, отель-люкс", "путешествия первым классом" и прочие, отнюдь не мелкие радости буржуйской жизни. Уотерс не единственный нонконформист от искусства, которому его нонконформизм принес в итоге немалое состояние. Но он – один из немногих, кто имел неосторожность во всеуслышанье заклеймить "мир чистогана и наживы".

Один журналист как-то съехидничал по этому поводу: "По идее, отпрыск родителей-марксистов, который вдобавок одно время был женат на убежденной троцкистке, должен испытывать неудобство от свалившегося вдруг на него богатства. Ничуть не бывало!"

Впервые "Dark Side" был исполнен со сцены 20 января 1972 года. Правда тогда музыканты добрались лишь до "Money", после чего вынуждены были прерваться — "по техническим причинам". На следующий вечер будущий альбом прозвучал почти целиком. Не хватило лишь песни "Eclipse", которая просто еще не была написана. Вместо нее звучала инструментальная джазовая композиция – по мнению Роджера Уотерса, никак не подходящая для финала. В начале февраля во время выступления группы в Бристоле "Обратная сторона" была представлена уже целиком. Правда, в некоторых местах сценический вариант по своему звучанию довольно сильно отличался от "канонической" версии. (Студийная работа над альбомом продолжалась с июня 1972 по январь 1973 года).

Обложку для "Обратной стороны" "придумал" школьный приятель Сида Барретта и Роджера Уотерса Сторм Торгенсон (их с Роджером матери когда-то были лучшими подругами), для которого это был отнюдь не первый опыт сотрудничества с группой. Прослушав готовый музыкальный материал, Торгенсон вскоре появился в репетиционной музыкантов с 7 эскизами. "Я расставил свои наброски у стены и обернулся к ребятам: ну, что скажете? Они тут же, не раздумывая, ткнули пальцем в "призму". Признаться, я даже как-то обиделся. Уж хотя бы для приличия могли немного обсудить все варианты..."

Комментариев по поводу того, что же, собственно, означает эта призма, выдано не меньше, чем по поводу названия альбома. А вот каков комментарий "из первых рук". "Во-первых, мне показалось, что это будет вполне уместно для группы, известной своими световыми шоу, — говорит Сторм. – Во-вторых, эта призма, по-моему, наглядно передает тематическую суть альбома – скрытые амбиции и жизнь на грани сумасшествия. Ведь треугольник считается символом амбиций". (Пирамиды – еще одно зримое воплощение этой символики.)

Чуть позже призма была воспроизведена на комикс-обложке программки сценического шоу "Dark Side" и со временем стала одним из опознавательных знаков «Пинк Флойд». Ее, к примеру, можно увидеть на торце коллекционного CD-издания избранных работ группы.

Музыканты «Пинк Флойд» не в силах объяснить, почему именно "Обратная сторона" приобрела статус культового альбома. Не так давно Дэвид Гилмор честно заявил: "Меня лично это всегда озадачивало. И озадачивает по сей день".

"Забавно, что люди все еще покупают эту пластинку," – вторит бывшему партнеру по группе Роджер Уотерс. И добавляет, что, выпусти они нечто подобное не четверть века назад, а сегодня, вряд бы судьба альбома была б столь же благополучной. "Ребята из отдела артистов и репертуара, скорее всего, замахали бы на нас руками: да вы что? Да кто ж это возьмет? Нет-нет! Надо "ужаться"! Вот, скажем, эту вещицу надо обрезать на 16 тактов – а то ее на радио не станут крутить. Ну и так далее. Короче – полная безнадега..."

Стоимость CD "Dark Side" из самого первого CD-тиража, выпущенного в Японии в начале 80х годов, составляет на родине «Пинк Флойд» 20 фунтов стерлингов (т.е. более 30 долларов).

"Обратная сторона", по сути, единое звуковое полотно. На компакте есть лишь одна "вынужденная" пауза – перед композицией "Money", с которой начиналась вторая сторона винилового оригинала. Неспроста «Пинк Флойд» иногда называют CD-группой, появившейся еще до наступления эры CD.

По утверждению некоторых "флойдоведов", если дослушав до конца "Eclipse", вывернуть ручку громкости до максимума, можно услышать некий звучащий не вполне отчетливо музыкальный фрагмент. Одни считают, что это какая-то "битловская" вещь, другие уверяют, что это "что-то из классики". Каким образом и – главное – с какой целью был записан этот непонятный фрагмент, сейчас не могут объяснить даже сами музыканты.

"Это альбом о тех внутренних возможностях, которыми изначально наделен каждый человек. Возможностях сделать из собственной жизни что-то нужное, если только, конечно, человек сам этого захочет, — говорит Роджер Уотерс. – Но часто силы зла оказываются сильнее нас, и мы так и не реализуем до конца свой потенциал.

Об этом-то и идет речь в альбоме." Впрочем, свои рассуждения Уотерс заканчивает весьма неожиданной фразой: "Это – альбом надежды."

Да будет так.

И, как поется в одной из песен альбома, "I’ll see you at dark side of the moon". "Увидимся на обратной стороне Луны"...


автор: Константин Ищенко
источник: «Ровесник», № 3, 1998
прислал: Rock

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Метал и религия

Метал-музыка стала культурным феноменом, распространившимся за пределы музыки. Тематика песен, философия, образ жизни и имидж музыкантов и их поклонников стали важным явлением современной культуры. Тяжёлая музыка, с одной стороны, является частью современ...

Фото музыкального исполнителя 13 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов