На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: оригами
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

Pink Floyd

  1966   Великобритания   Art Rock


Звёзды фант-рока

Роман научной фантастики и рок-музыки закрутился в начале 60-х, когда возникла сама поп-культура. Примерно в то же время в мире sci-fi произошла настоящая революция: почивших на лаврах "старичков" решительно потеснила дерзкая молодежь, сильно "упертая" на то, чтобы писать созвучную времени фантастику, говорящую об их мире и их проблемах.

Постепенно суровые капитаны звездолетов уступили место отрешенным миролюбивым хиппи и агрессивным панкам. Нагромождение всяческого "железа" (первое поколение авторов американской sci-fi состояло преимущественно из технарей) заменили шприцы и стереонаушники, а контакт с инопланетянами – те самые контакты, во время которых рекомендуется предохраняться. И отправлялись герои новой фантастики в иные вселенные теперь уже не на звездолетах, а с помощью того же шприца или пилюли.

"Малютка Иисус прибыл на Землю… в НЛО"

"Новая волна" в англоязычной фантастике ввела в круг своих тем и рок-музыку. Неудивительно: многие молодые ее авторы были фанатами этой музыки – просто ввиду возраста! (А кое-кто и сам баловался музицированием.) Обмен этот был взаимным. Рок-музыка подпитывалась духовно близкой ей "новой" НФ, в которой неожиданно обнаружила вполне "хипповые" настроения: неприятие мелочной буржуазной цивилизации, интерес к восточному мистицизму, утопию, психоделию, мифологию New Age. И самое главное – целый веер новых миров, искомые пути "туда, куда не забредает сознание"! Словом, все то, о чем пели и сами рокеры... Неудивительно, что среди новых икон рок-фэнов оказались такие вещи, как фильм Стэнли Кубрика «2001: космическая одиссея» с его потрясающим "психоделическим улетом" в финале или, скажем, трилогия Толкиена «Властелин Колец».

В конце 60-х соответствующий тон в Америке задавали группы из Сан-Франциско. На идеях sci-fi "замешаны", например, ранние альбомы Steve Miller Band. А такие их вещи, как "Овердрайв" ("Overdrive") или "Красота времени" ("Beauty Of Time"), удовлетворят вкусу самого продвинутого любителя этой литературы. Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service, The Byrds, Moby Grape, Kaleidoscope, The Mother Of Invention – все эти популярные в свое время группы тоже не прошли мимо богатого литературного наследия английской и американской sci-fi.

Но особенно преуспели в его освоении знаменитые Jefferson Airplane. В альбомах Марти Бейлина & Со конца 60-х любитель фантастики без труда обнаружит прямые отсылки к произведениям таких ее корифеев, как Роберт Хайнлайн и Джон Уиндэм. Вскоре после того, как Бейлин покинул группу, гитарист и автор песен Пол Кентнер записал концептуальный альбом “Blows Against The Empire”, который был даже выдвинут на соискание высшей премии англоязычной sci-fi – "Хьюго".

Он и по сей день считается самым ярким примером "слияния двух лун": литературной фантастики и рок-музыки. Вещи, включенные в альбом, настолько литературны, что многие критики вообще советуют относиться к нему как к "симфонической поэме в стиле рок". В ней повествуется о том, как в США недалекого будущего – экологически обреченном тоталитарном государстве, ведущем бесконечные войны, – группа восставших хиппи похищает деревянные (!) звездолеты и устремляется на них к звездам. В надежде обрести долгожданную свободу на новой земле обетованной.

Связь рока с НФ по другую сторону Атлантики оказалась еще крепче: ведь именно в Англии в начале 60-х поднялась "новая волна" в sci-fi. Ее духовным лидером принято считать писателя и редактора Майкла Муркока, человека не чуждого рок-музыке. Он выступал с популярной металлической группой Hawkwind, в репертуаре которой были песни по мотивам произведений Роджера Желязны и Рэя Брэдбери. А созданная им позже группа Deep Fix записала заметный для своего времени "научно-фантастический" альбом “Ярмарка Нового Света” (“New World Fair”, 1975).

Первыми же активно и осмысленно взяли на вооружение темы современной фантастики легендарные Pink Floyd. Достаточно назвать такие альбомы, как “Волынщик у врат зари” (“Piper At The Gates Of Dawn”, 1967), “Блюдце, полное секретов” (“A Saucerful Of Secrets”, 1968) или “Ummagumma” (1969), чтобы понять: для Pink Floyd НФ – не мимолетное увлечение. Их классические вещи той поры "Настройте аппаратуру для контроля за центром Солнца" ("Set The Controls For The Heart Of The Sun"), "Божественная астрономия" ("Astronomy Domine") или уже упомянутое "Блюдце..." с одноименного альбома возводили своеобразный мост между звездным космосом и космосом человеческой психики (а именно его выбрали в качестве сферы приложения своей неуемной фантазии литературные бунтари "новой волны").

"Фантастичность" творчества Pink Floyd подчеркивалась и новыми средствами выражения. Их "фирменный" звук будет отныне ассоциироваться для миллионов слушателей со "sci-fi музыкой". В континентальной Европе этот стиль имитировали многие: от "дедушек электронной психоделии" Tangerine Dream, Клауса Шульца и Nektar до бесчисленных кудесников синтезатора, включая французов Жарра и Маруани. От них пошли такие разновидности рока, как space music и robotic music – предшественники нынешних индастриэл и техно. Нельзя не отметить здесь подлинных пионеров sci-fi музыки – немецкий квартет Kraftwerk. Несмотря на свое консерваторское образование, "крафтверки" считали себя не столько музыкантами, сколько "программистами, приоткрывшими двери в музыку будущего".

Уже в начале 70-х они (кстати, одними из первых) активно использовали синтезаторы – тогда еще смотревшиеся сущей диковиной. В альбомах “Шоссе” (“Autobahn”, 1974), “Человек-машина” (“The Man-Machine”, 1978) – не говоря уже о более позднем “Компьютерном мире” (“Computer World”, 1984), – Kraftwerk создали впечатляющий образ урбанистического и абсолютно бесчеловечного мира будущего, ближе других подойдя к тому, что в литературной фантастике зовется "антиутопией".

Вторым пророком хипповской sci-fi музыки на берегах туманного Альбиона стал осевший в Англии американец Джими Хендрикс, чьи культовые вещи "Третий камушек от Солнца" ("Third Stone From The Sun"), "Звезды, играющие в кости с изображением улыбающегося Дяди Сэма" ("The Stars That Play With Laughing Sam's Dice") и "1983: Луна, разверни прилив" ("1983: Moon, Turn The Tide") вполне соответствовали программным устремлениям литературной "новой волны".

Порой к фантастике обращались и те из бесспорных лидеров рока, что, в общем-то, не были замечены в особой склонности к ней. Фантастическим "скором" насквозь пропитана вся "Желтая подводная лодка" The Beatles (что еще более очевидно в одноименном мультфильме). Альбом The Rolling Stones “Их Сатанинские Величества повелевают” (“Their Satanic Majesties Request”, 1967) вполне тянет на образец научно-фантастического "черного юмора".

А вот такие песни Джеггера сотоварищи, как культовая "За 2000 световых лет от дома" ("2000 Light Years From Home"), – безусловный пример "строгой" НФ. Подобные (далеко не единичные) примеры можно отыскать и у трио Emerson. Lake & Palmer – чего стоит хотя бы их альбом “Хирургия мозгового салата” (“Brain Salad Surgery”, 1973) – не говоря уж о творчестве King Crimson, Genesis, Man, Yes или Питера Хэмилла и его группы Van Der Graaf Generator.

Фантастикой давно и всерьез заболел Дэвид Боуи, снявшийся к тому же в нескольких фантастических фильмах. Еще в 1969 году он выпустил новаторский для своего времени диск "Космическое чудачество" ("Space Oddity", 1969). В который вошли ставшие хитами песня "Комитет по созвездию Лебедя" ("Cygnet Committee") и заглавная композиция. Герой последней – слегка чокнутый астронавт майор Том – решил не возвращаться на Землю. (Как ни странно, эта песня была выбрана в качестве музыкальной застает к телетрансляции о первой высадке американских астронавтов на Луну!) Последующие апокалиптические искания Боуи привели его к созданию цикла о прокаженном рокере-мессии Зигги Стардасте, сверхзвезде Апокалипсиса. Этому абсолютно "роковому" (с обоими ударениями) герою посвящен альбом “Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауки с Марса” (“The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars”, 1972).

А на другом альбоме Боуи – “Бриллиантовые псы” (“Diamond Dogs”, 1974) – представлены картины полного ужаса города недалекого будущего – в духе знакомых каждому любителю фантастики «1964» Джорджа Оруэлла, «Парня и его пса» Харлана Элиста или «Далгрена» Сэмюэла Дилзни. Канете, не Боуи "открыл" фант-рок, но он определенно придал ему ускорение. С помощью другой культовой фигуры – Брайана Иноу, Боуи способствовал тому что синтезатор из простого технического устройства трансформировался в метафору всей "фантастической" музыки. Впервые это было с блеском продемонстрировано на его альбоме “Закон” (“Law”,1977).

Между тем эпоха хиппи сменилась эпохой яппи. В музыке бунтарский рок 60-х уступил место маскарадному "глэму" 70-х и прочим денежным аттракционам современной масс-культуры. И вот тут-то за фантастику взялись всерьез. Начиная с середины 70-х, sci-fi становится для: музыкантов просто безотказным средством для расширения аудитории. Одно время, к примеру, писком моды были инопланетяне. Хит Элтона Джона "Ракетчик" ("Rocket Man", 1972) и Криса де Бурга "Пришествие астронавта" ("Spaceman Came Travelling", 1974) написаны как бы на инопланетную "злобу дня". Сами инопланетяне в них лишь модный ярлычок. Характерно, что в "Пришествии" каноническая библейская история Рождества мирно соседствует с сенсационными спекуляциями в духе Эриха фон Дэникена: малютка Иисус прибывает на Землю... в НЛО!

Что же до новаторских экспериментов с синтезаторами Kraftwerk, Боуи и прочих пионеров, то пришедшие следом "старатели" (вроде Гэри Ньюмена) беззастенчиво и с завидным рвением начали осваивать открытую не ими золотую жилу. Создав в результате "футуристический китч", с которым теперь, увы, в основном и ассоциируется НФ-музыка. С приходом же в начале 80-х эпохи видеоклипов она окончательно растворилась в бескрайнем океане масс-культуры...

(Особого разговора заслуживают пограничные с научной фантастикой жанры – фэнтези и хоррор. Они и в литературе-то за редкими исключениями – такими, как эпопея Толкиена или трилогия о Земноморье Урсулы Ле Гуин, – представляют собой преимущественно коммерческое чтиво. А уж в музыке и подавно! И тем не менее. Фэнтези – особенно так называемая "героическая", в духе Роберта Говарда, создателя образа Конана – присутствует в творчестве Slayer, Metallica и многих других "тяжелых" исполнителей. Отдали дань модному поветрию и Led Zeppelin, Марк Болан и его группа Т.Rex.)

Напоследок упомянем некоторые музыкальные творения, написанные по конкретному литературному первоисточнику.

Классические антиутопии Джорджа Оруэлла «Скотный двор» и «1984» послужили основой для нескольких музыкальных произведений. Это – один из лучших альбомов Pink Floyd “Животные” (“Animals”, 1977), музыка к одноименному фильму группы Eurythmics (и, в частности, знаменитый клип «Sex Crime»), инструментальная сюита «1984» бывшего клавишника Yes Рика Уэйкмана, не говоря уж о целой рок-опере – “Операция «Преступление мысли»” (“Operation: Mindcrime”, 1988) – хард-роковой группы Queensryche! Название дебютного альбома Alan Parson's Project повторяет заглавие сборника другого классика: “Детективные и фантастические рассказы Эдгара Алана По” (“Tales Of Mystery And Imagination By Edgar Allan Рое”, 1976). А в качестве названия для следующего альбома группа выбрала известную книгу Айзека Азимова “Я, робот” (“I, Robot”, 1977).

Английский мультиинструменталист Майк Олдфилд, вдохновленный книгой Артура С. Кларка, создал целый альбом “Песни далекой Земли” (“The Songs Of Distant Earth”, 1996), – на его обложке есть даже "передаточная надпись" знаменитого писателя. Многие альбомы немецкой "металлической" группы Blind Guardian представляют собой музыкальную и текстовую обработку Толкиена, Муркока, Стивена Кинга, – и даже «Дюны» Фрэнка Херберта! А последний их CD “Наступление ночи в Средиземье” (“Nightfall In Middle-Earth”, 1999) целиком и полностью "списан" у того же Толкиена.

ОТ РЕДАКЦИИ. Наверняка читатели, знакомые с темой, сочтут, что кое-кого из известных исполнителей (скажем, группы Helloween и Iron Maiden, ELO и Eloy) незаслуженно вычеркнули из списка звезд фант-рока. Известно, что канадское трио Rush черпало в НФ-романах темы для собственных творений. А французские арт-роковые модернисты из группы Magma не только придумали планету Кобайя, но и создали целый кобайский язык, на котором исполняли свои композиции – и общались между собой вне сцены. Но ведь это лишь первое приближение к теме. Столь же беспредельной, как сам космос. И тот, что вокруг нас, и тот, что внутри...


автор: Вл. Гаков
источник: "Ровесник", № 12, 2000 г.
прислал: Rock

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Что такое Фанк?

Фанк (Funk) - это одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин "funk" обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку...

Фото музыкального исполнителя 19 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов