На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: average white band
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

Sepultura

  1984   Бразилия   Thrash, Nu Metal


Sepultura: живые и неуживчивые мертвецы

В 1984 году Бразилия и СССР были похожи как минимум по одному признаку — в обе страны новинки западного музыкального рынка проникали с безнадежным опозданием и заслушивались до полной потери звука. Интерес ко всем стилям превосходил уровень многократного прокручивания записей и поднимался уже до попыток подражания, 'съема' и т.д. Короче, музицирования. Так что за возникновение SEPULTURA можно косвенно поблагодарить ведущие трэш–команды того времени, в первую очередь — METALLICA и SLAYER. Проникнувшись духом бескомпромиссного металла, братья Макс и Игорь Кавалера из города Бело Оризонте поделили старую гитару и обломки ударной установки, и... SEPULTURA издала первые свои звуки.

Здесь надо сделать маленькую лингвистическую паузу и кое о чем договориться. Бразильцы говорят по–португальски, SEPULTURA поет по–английски, я пишу на русском. Читают меня тоже, естественно, на 'великом и могучем', и, кстати, я сомневаюсь, что кто–то из самых ярых поклонников братьев Кавалера владеет португальским. Поэтому: произношение SEPULTURA на бразильском неизвестно, на английском это — 'сэпалче', переводится как 'замогильная','погребальная'. На просторах СНГ в ходу обе транскрипции, и, чтобы не морочить никому голову, в дальнейшем тексте длинное SEPULTURA сократится до маленького S. Музыканты – основатели — тоже никакие не Макс и Игорь, они Мэкс и Айгор, но славянскому уху привычнее свое, родное.

Итак, снова 1984–й год. Заслышав еще крайне непрофессиональный, но уже мощный рев двух родственников, в их репетиционный подвальчик явились лидер–гитарист Джейро Т. и басист Пауло Джуниор. У последнего просто была бас–гитара, а то, что он почти не умел на ней играть, братьев не интересовало. Макс встал перед микрофоном, и группа потихонечку начала выступать. Надо сказать, что в то время мысль поиграть трэш пришла в голову не только S— по всей Бразилии насчитывалось составов 20–25, и все находились почти в одинаковых условиях: дрянная аппаратура, убогое сценическое оборудование. Но группа сумела стать первой среди равных, причем не в последнюю очередь благодаря небольшой уловке — музыканты выступали часто, но понемногу. Их творчество несло такой заряд энергии, что в больших дозах напоминало критическую массу ядерного оружия: еще чуть–чуть —– и рванет. S заметили. После записи нескольких примитивных демонстрационных лент команда подписала контракт с фирмой Когумело Рекордз, где вскоре вышла первая, совместная с другойб разильской бандой OVERDOSE (по стороне на группу) пластинка 'Bestial Devastation'.

Четыре песни с дебютного диска, неуклюжие и простые, тем не менее вырвали S из джунглей и через массовое тиражирование втолкнули имя группы в мировую сеть составов 'второго эшелона'. Путь наверх был далеко не свободен, но открыт по двум причинам. Во–первых, рангом ниже звезд толкутся старые скучные коллективы, которым по разным резонам (немодно, заумно, надоело) на суперсцену не попасть. То есть их слышали и на них плюнули. А S — команда молодая, незнакомая, 'темная лошадка'. Во–вторых (с чего мы начинали?!) — что–то отличало музыку группы. 'Жажда и убежденность в манере игры плюс неистребимое желание делать тяжелые композиции, настоящий 'хэви' — это привлекало внимание среди тысяч записей исполнителей 'средней руки'. Не что–нибудь — цитирую 'Биллборд'.Ведущее американское издание врать не станет. А коли так, то и появившийся в середине 80–х сольный альбом S 'Morbid Visions' ('Болезненные видения') получил теплые отзывы, хотя по технике исполнения команда далеко не продвинулась.

М–да, оказывается, русская народная мудрость и в Бразилии верна. Как там: обещанного три года ждут? Дождались. Как ни парадоксально, взлет карьеры S начался с... остановки карьеры. В группу на замену ДжейроТ. пришел житель Сан–Пауло Андреас Киссер. Сработал первый тормоз, которого ждали — новому человеку нужно освоить репертуар. Фаны и критики прикидывали, что S обретет форму к середине 88 года, и слегка ослабили внимание. И тут в дело пошел второй механизм — 'тормознули' сами поклонники состава. И остались в дураках. Как бы это проще объяснить? Вспомните любой боевик. Преступники, удирая от полиции на машине, резко тормозят и боком влетают в узкий переулок. Полисмены вынуждены тоже тормозить, — а время упущено— и они либо проскакивают поворот, либо впечатывают свой 'Форд' в стену. Музыканты оказались в положении бандитов. Когда все вокруг ждали от S повторения и ускорения 'Болезненных видений', группа показала кое–что другое. Скорость и напор остались, а техника стала чище, мелодика— интереснее, тексты — серьезнее. Сам же анекдот в том, что этот набор ангельской музыки называется 'Шизофрения'.

Забегая вперед скажу, что еще через три года, летом 90–го, когда S была в пике популярности, ее хозяин — фирма Roadrunner —– выкупила право на Шизофрению у Когумело Рекордз и, переписав заново и добавив одну композицию, выпустила под своим знаком. Раскупили весь тираж. А тогда, в 87–м, несколько десятков тысяч экземпляров 'Шизофрении' разошлись по миру как редкий образец музыки нового стиля.

'Шизофрения' хорошо построена драматургически. Альбом цельный, слушается как бы 'на двух дыханиях' — первая и вторая стороны диска. Есть несколько приятных соло, впечатляет мощная разноплановая инструментальная пьеса в середине программы. Вокал своеобразен— в бешеном темпе, слов совсем не разобрать, а в музыкальную ткань по уровню и тембру он вписывается отлично — не довлея, но поддерживая. В самом конце наличествует даже попытка покуражиться: звучит в идиотской тональности с дебильным ритмом обрывок вальса. Все бы здорово, но 'Шизофрения'— скучный альбом. Простые риффы, стандартные сбивки и переходы, традиционная тематика... Чувствуется, что команда на пути к великим творениям, но того пути (как потом окажется) —– еще 2 годика. А вот оформление конверта великолепное. На мой взгляд, эта самая красивая пластинка S. Сквозь разбитое стекло на зрителя смотрит мученически печальное лицо человека в смирительной рубашке. Ему нет сил выпрямиться, невозможно стать анфас; он со склоненной головой,со слезящимся взглядом, полуотвернувшись. Ему ни за что не совладать с собой, он покорился путам и судьбе, ведь из закатных туч на него глядят кровавые кошачьи глаза его разума, его болезни.

Следующей проблемой для S стало международное признание. Сиди музыканты безвылазно в Бразилии, вряд ли появился бы повод ворошить эту историю. Но, на счастье, один из экземпляров 'Шизофрении'попал в уже упомянутый Roadrunner, откуда тут же выслали переведенный на португальский контракт. Из Бело Оризонте послышалось довольное 'йес!', и туда из Нью–Йорка отправился известный продюсер металлических составов Скотт Бернс. Под его наблюдением, чиня латаную студийную аппаратуру и сражаясь с гостиничными жуликами в Рио–де–Жанейро, квартет записал диск высших мировых трэш–стандартов.

Третья сольная пластинка S под титулом 'Beneath the Remains' стала первым для группы достоянием металлистов всего земного шара. В альбоме 9 песен, и он довольно значительно отличается от предыдущих работ команды. Сразу стоит упомянуть о картинке на конверте, ибо ее описание поможет лучше понять смысл названия программы. На обложке изображен дырявый и в трещинах череп, из которого в красных струях (кровь? космические лучи? дым?) выглядывает маленькое жутковатое создание вроде ящерицы. Видимо, в этой связи наилучшим окажется перевод 'Из–под останков', благо, названия песен схожи и перекликаются. Здесь, по словам самих музыкантов, сохранилось лучшее от прежней группы. Спорить трудно — композиции слегка убавили темп (хотя, к примеру, последняя вещь 'Примитивное будущее'— просто ураган), а в тысячепроцентный напор, который ранее был слепой силой, добавились нотки отчаяния и безысходной ярости. 'Когда мы сидели в студии, — говорит Макс, — то работали с большими перерывами. По разным причинам случались остановки в записи, и тогда мы включали чужую музыку, а потом довольно часто меняли партии гитар и барабанов, делали их похожими на то, что слушали'.

Если бы не это признание, то S можно было бы обвинить в плагиате. Буквально с первой песни (какое там очаровательное начало!) узнаешь: вот так играла METALLICA в конце 80–х, здесь ребята явно слушали SLAYER, вот это соло ровнехонько из JUDAS PRIEST. Тем не менее, все звучит интересно. А если учесть, что 'Из–под останков' писалось в, мягко скажем, не лучшей студии и в короткие сроки...

Однако и тут без вопросов не обошлось. 'Beneath...'получился очень прямолинейным, одноплоскостным. Это, в принципе, хорошо: песни связаны, 'нанизаны'. Из–за более серьезного отношения к творчеству музыка стала глубже, темнее; этот альбом куда мощнее 'Шизофрении'. Его не поймешь с первого раза — подобные вещи с их ритмическими экспериментами плохо ложатся на слух. Но пороху на качественное написание всего диска у Макса и компании не хватило, и на последних песнях уже становится скучно. Пропадает ощущение того самого 'на одном дыхании'. И тематика— ух... Для мирового шедевра как–то не в кайф собирать под одну крышу названия 'Массовый гипноз', 'Рабы боли', 'Лоботомия'. Крови и ужаса хватает, а со смыслом — дефицит. Ничего, через два года и этот барьер падет. А пока S прокатилась по миру, где привлекла под знамена тысячи фанов. Команда своей честностью, страстью, жаждой выйти в свет собирала аншлаги и оставалась в умах поклонников источником необычной искрящейся силы, главой (или, по крайнем мере, авангардом) нового, вышедшего из ада и достигшего звезд стиля.

К середине прошлого десятилетия из классического металла отпочковался самостоятельный death — 'смертельный металл'. Валяя дурака, рокеры часто играли несусветную дребедень в сверхзвуковом темпе и с нечленораздельным ревом. Понравилось. Результат: NAPALM DEATH, просто DEATH, MASSACRE, CARCASS, BOLT THROWER и орда помощников и подражателей.Однако вся их продукция очень скоро приелась — одинаково, не вдохновляет. Стали искать. Вот где–то здесь и живет наша SEPULTURA, соединяя в себе сумасшествие смерти и изысканность эксперимента, что дает равностепенный стиль 'дэс–хардкор–трэш'. (Бр–р, как сложно!) Дальше пойдут проникновения в фолк и, наверно, джаз. А потом?

Потом был 1990 год. Как уже говорилось, патронирующая S фирма 'Roadrunner' выкупила у бразильцев 'Шизофрению' и очень много заработала. За год, к тому же, 'Из–под останков' стал одним из бестселлеров компании в разделе дебютных дисков. Наступало время великих свершений и начало тернистого пути славы. Там команду поджидали многочисленные опасности. Проблемы морального порядка хотя и стоят по сей день, но насущного решения не требуют. Дело в том, что S практически не бывает на родине. Бразилия пока еще не блещет индустриальными и демократическими достижениями, а остается государством из разряда развивающихся, к тому же с огромным влиянием католической церкви. 'Кое–что из наших песен вплотную затрагивает жизнь в Южной Америке. Каждый иностранец видит у нас открытку: безоблачное небо, пляжи, карнавалы, счастливые люди. Да, но не только! Жизнь на улице, коррупция в правительстве, репрессии и цензура— это тоже реальность'. Вывод? С такими взглядами местные власти врядли согласятся. До смешного доходит: некоторая часть бразильцев всерьез думала, что S родом из США. 'Ну, кто из наших стал бы такое петь?..'

Оказавшись в положении космополита, состав столкнулся с другой проблемой. Ребята стали слушать намного больше самых разных произведений, и на небольшое время у группы... потерялся стиль. Игорь начал работать как Майк Бордин из FAITH NO MORE — ле–егонький 'хэви', полная противоположность стилю S, Андреас взялся за изучение MEGADETH и... Чайковского. Слава Богу, 'период полураспада' быстро закончился и не прошел даром. Я еще подозреваю, что Roadrunner быстренько потребовала прекратить поиски ради выхода очередной пластинки, а это дало возможность коллективу вернуться к оригинальной музыке уже с изменившимися взглядами и взойти.'Arise'.

Перевести название четвертого диска как 'Восход' будет не совсем верно. Снова посмотрим на конверт. Там полный сюрреализм: из пустынного грунта поднялась и распустилась пугающая смесь мяса, паучьих ног и строительных конструкций. Все сооружения, естественно, дымятся, а в центре прямо на зрителя пялится внимательное глазное яблоко. Ну–с, и как это обозвать? Верно, вместо 'Восхода' что–то вроде 'Восставание из могилы'. При создании пластинки музыкантам (наконец–то!) хватило всего. В достатке аппаратуры в отличной студии Моррисаунд, в избытке времени подумать и тщательно сыграть. На этот раз фирмачи не поскупились и, снова через Скотта Бернса, привезли всю S во Флориду. Парни попробовали себя в разноплановых композициях и заметили, что все получается. 'Мы стали жестче, по–настоящему агрессивны', — говорил Макс. Темп еще более упал, явно из потустороннего мира возникли умопомрачительные скоростные пассажи на басу, вокал злой и бескомпромиссный. Интересно, что состав умудрился написать политизированные тексты очень нескучно и доходчиво. В серединку вставили почти фольклорное начало, от которого (можете представить?) веет странно–суровым духом погибших индейских цивилизаций. 'Arise' не воспринимается целиком, он разбросан в хорошем смысле слова, и это было сделано не случайно: 'Восход' в первую очередь– концертный альбом, для игры живьем, по частям. 'Мы были не очень опытны в студии, — заявили рокеры в один голос. — Когда работали над программой, то полностью положились на внутреннее чувство каждой песни, на ее сценическое воплощение'.

Одновременно с программой 'Arise' родился и новый логотип группы. Я не зря сократил в начале название SEPULTURA до одной буквы. Автором огромного стилизованного S, сделанного как бы из костей,стал вокалист команды OVERDOSE — той самой, с которой S когда–то разделила дебютный диск. Дошло до того, что этот символ теперь красуется даже на ноге у мамы братьев Кавалера! В татуированном, разумеется, исполнении.

В декабре 91–го S с триумфальным грохотом прокатилась по российским и балтийским столицам уже бывшего Союза. В Минск, как водится, не заехали...

Два последних альбома команды — 'Chaos A.D.'(1993) и 'Roots' (1996) — получили такое признание, что лишний раз описывать их вид и содержание просто нет смысла. Я лучше остановлюсь на тех интересных мелочах, которых многие могут не знать.

Итак, 'Chaos A.D.'. Записывался в студии Рокфилдв Южном Уэльсе. Музыканты, похоже, напрочь забыли, что на свете есть такое понятие как 'быстрый темп'. Их 'склероз' привел к верным результатам и приличным заработкам. К тому же на диске можно расслышать еще один трюк: почти на каждой из 12 песен гитары слегка перестроены. Всего чуть–чуть, на пол или даже четверть тона. А оказалось очень свежо.

Впрочем, к дьяволу мелочи. Альбом 93 года наконец дал всем желающим и нет понять, что S состоялась как группа. Death–metal в исполнении бразильского квартета стал настоящим искусством. Группа впервые на полном серьезе включила в программу акустический номер который звучит не менее агрессивно, чем такие забойные вещи, как 'Территория' с рэпующим припевом или сверхзвуковая 'Slave New World'. Музыканты довольно смело экспериментировали на пластинке со звуком — внимательное ухо выловит в общем потоке хитрые гитарные стереодобавки и множество стилистических цитат. Да–да, уже стилистических, а не от конкретных групп. Так, к примеру, последняя вещь 'Clenched Fist' и вовсе выдержана в рэггей–традиции.

И тексты группы стали лучше, острее. Слова песни 'Манифест', посвященной тюремному бунту в Бразилии, когда под пулями погибли более 400 человек, пронизаны не столько гневом, а настоящей болью...

После 'Chaos A.D.' ('Хаос после Рождества Христова') музыканты благополучно переженились. Бывший участник ДжейроТ. даже назвал сына Игорем.

Год назад татуированный в цвет запекшейся крови индеец–майя с конверта диска S 'Roots' возвестил о возвращении группы на родную почву. Приход блудных сыновей оказался странным — их ждали, но не думали, что они явятся в таком виде. Альбом 'Roots' ('Корни') значительно длиннее всех предыдущих работ состава. На нем 19 песен, из них пять имеют явное отношение к индейским племенным песнопениям, а в остальных древние мотивы звучат вскользь. Увы, тут снова приходится говорить о нехватке пороху, на этот раз чисто концептуального. Потрясшая своей энергией акустическая 'Kaiowas' с предыдущего альбома сыграна здесь в концертном варианте, на обычных электрических инструментах. В середине программы встречается гитарный инструментал, а в следующей композиции, самой 'индейской' из альбома, посреди флейт вдруг звучат отрывки из предыдущей. Группа, все время искавшая новые ноты и подходы, на этот раз пошла традиционным путем мелких улучшений. Красноречивее всего об этом свидетельствует техно–ремикс(!) заглавной вещи альбома 'Chaos A.D.', который на 'Roots' фигурирует под титулом 'Chaos В.С.' ('Хаос до нашей эры').С другой стороны, тщательная и долгая работа над 'Roots' в Калифорнии принесла и хорошие плоды: альбом великолепно слушается. Дело не только в драматургии — он исключительно сыгран, приятно аранжирован, в меру энергичен и отлично ложится на слух.

В этом году мы с вами, по старой привычке не замечая даже доходящую до нас скудную информацию, чуть было не упустили потрясающий факт. Господа, вы не поверите — S распалась! Жена Макса, Глория Кавалера (урожденная Буйновски), работавшая как менеджер группы от агентства Oasis Management, подзудила своего супруга покинуть команду и заняться сольной работой. (Вот–вот, еще одно подтверждение исключительно верной поговорки про бабу и беду!) Глорию по силе убеждения уже сравнивают с Йоко Оно.

Однако мы не в праве обвинять г–жу Кавалера безапелляционно:существуют еще несколько версий разлада и распада команды. Там и присвоенные менеджером деньги, и смерть сына Глории, после чего никто из музыкантов не выразил соболезнования, и ревность (особенно жен остальных членов группы), и изрядная поза Макса: мол, или Глория остается менеджером, или я ухожу. Ни одна из этих версий не является самодостаточной; можно лишь предполагать,что к распаду привел целый ряд причин. Даму уволили официально, а Макса просто 'попросили'. К тому же музыканты устали и издергались на последних концертах, Максу прооперировали колено, а Игорь не в себе после рождения своей недоношенной дочери. Журнал 'Kerrang!' опубликовал статью о ситуации в группе под заголовком 'Проблемы с музыкой, отношениями и менеджером'.

Название остается за тремя остальными музыкантами, а сама группа — по прежнему под крылом Roadrunner. К микрофону должен стать Андреас. Сейчас Макс контачит только с братом, а тот служит передаточным звеном между ним и Андреасом с Пауло: напрямую они не общаются. Бывший лидер (это уже абсолютно точно, что Макс не вернется в группу) горько посетовал, что все в этой истории поступили неимоверно глупо. Мол, если и надо было распадаться, то на самом закате карьеры, а не в пике популярности и формы.

Уже в то время, когда отношения в группе портились, Макс занялся сольным проектом вместе с фолк–музыкантом Chico Science и создал, по его словам, 'нечто еще более тяжелое и странное, чем SEPULTURA'. Интересно, возможно ли такое в принципе — выдавать ' еще более тяжелую и странную музыку' в то время, как группа является одним из наиболее металлических и необычных составов планеты?..


автор: Макс ИВАШИН
источник: Музыкальная газета
прислал: Археолог

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Alternative Metal

Альтернативный метал (Alternative Metal) вместе с гранжем (Grunge) начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр Alternative Metal является слиянием Heavy Metal с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метал...

Фото музыкального исполнителя 13 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов