На главную страницу    Контакты    Карта сайта       стили
   история
   субкультуры
   о музыке
   музыкантам
   анекдоты
   книги
   форум
   гocтeвaя книгa
например: yes
музыкальный исполнитель:
расширенный поиск
регистрация | авторизация         A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #

История

Из истории гитары

Происхождение гитары, теряется, во тьме веков: мы не знаем, когда она появилась на свет. Знаем только, что уже в тринадцатом веке гитара была широко известна в Испании. Пытаясь определить истинный возраст гитары, некоторые исследователи относят начало ее родословной к античным временам, аргументируя это тем, что название гитары происходит от названия древнегреческой кифары.

Но и китаррон, и цитра тоже заимствовали свое название от кифары, однако ни на кифару, ни на гитару эти инструменты не похожи, как не схожи они и между собой. Поэтому будем считать, что от кифары происходит лишь название, а не сам инструмент. Другие музыковеды рассуждают так: если в тринадцатом веке гитара была уже широко известна, значит, нужно отнять еще два-три столетия и приписать рождение гитары к десятому или одиннадцатому веку.

Но и это спорно, потому что история музыки знает случаи, когда с момента появления инструмента и до его широкого распространения проходило очень немного времени. Ручной гармонике, например, понадобилось для этого всего каких-нибудь двадцать лет. Так что лучше придерживаться лишь того, что известно достоверно: семьсот лет назад гитара уже была.

В ее истории можно проследить пять отчетливых периодов. Условно назовем их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет и становление длилось около полутора столетий — примерно до середины четырнадцатого века. В это время гитара вытесняет некоторые примитивные струнные инструменты, овладевает пусть весьма несложным, но своим собственным репертуаром, становится одним из любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в другие европейские страны. Но не успела гитара как следует окрепнуть и набраться сил, как в Европе появилась лютня. Сюда ее завезли арабы.

Заморская пришелица очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что на целых четыре столетия приостановила ее развитие. То, что гитара не выдержала конкуренции с лютней и отошла на задний план, легко объяснимо. Лютня очень древний инструмент в первоначальной форме она была знакома еще жителям Вавилона. К моменту своего появления в Европе лютня. развитыми приемами игры и обширным репертуаром. К тому же европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, писать для нее новую музыку.

Поэтому соперничество лютни с гитарой никак не могло тогда сложиться в пользу последней. Но соперничество бывает разным. Лучше, если более сильный партнер пробуждает не зависть и раздражение, а желание разобраться в его сильных сторонах и в собственных недостатках. Гитара выбрала именно этот путь, и выяснилось, что период .з сломил ее, а заставил учиться.

Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими приемами игры на ней, и к сере дине восемнадцатого века, начался обратный процесс — гитара стала вытеснять лютню. Это тоже было объяснимо: возможности двух инструментов вроде бы сравнялись, но играть на гитаре было удобнее благодаря узкому и длинному грифу. Вытеснив лютню, гитара не забыла свою учительницу: даже в наши дни, когда репертуар гитары стал несравненно шире былого репертуара лютни, гитара нередко с концертной сцены исполняет старинную лютневую музыку. А сама лютня сейчас такой же редкий инструмент на подмостках концертных залов, как, скажем, клавесин или клавикорд.

«Любитель музыки». Гравюра В. Краускопфа с картины Г. Кауфманна Но мы забежали вперед. Еще только начался период возрождения, и гитаре требовались свои энтузиасты. К концу восемнадцатого века их было уже немало, а в начале девятнадцатого столетия мы находим среди них имена прославленных музыкантов. Превосходно играл на гитаре Ник-коло Паганини. «Я король скрипки,— говорил он,— а гитара моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары — романсы, сонаты, вариации.

Он включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью. Играли на гитаре и писали для нее Франц Шуберт, Карл Вебер, Гектор Берлиоз. В записках Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием. Период возрождения гитары дал музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающийся из них — итальянский исполнитель, композитор и педагог Мауро Джулиани.

Именно в его времена окончательно оформилась та гитара, которую мы сейчас называем классической. Джулиани родился в 1781 году. В двадцать лет стал одним из лучших итальянских гитаристов. Он успешно гастролировал на родине и в некоторых других странах. Казалось, Джулиани была уготована судьба исполнителя, однако не концертирование становится главным его делом. Джулиани пишет собственные произведения для гитары и занимается педагогической деятельностью. Многие его сочинения, например.

Третий концерт для гитары с оркестром, исполняют до сих пор. Но важнейшее наследие Джулиани — его этюды. Пожалуй, и сейчас нет ни одной школы игры на гитаре, которая не содержала бы этюдов Джулиани, причем некоторые из них служат не только для упражнений. Например, этюд № 5 неизменно включает в свой репертуар любой гитарист — это одно из красивейших произведений для гитары.

Заметный след в истории инструмента оставил испанский гитарист Фернандо Сор, родившийся в 1 778 году в Барселоне. Сор в отличие от Джулиани не думал посвящать себя исключительно гитаре, хотя концерты его всегда вызывали большой интерес. Он писал симфонии, оратории, оперы, балеты, а музыку для гитары сочинял как бы между делом. Однако время рассудило по-своему.

Гитарная музыка Сора осталась жить, а вся остальная почти забыта. Сор одним из первых открыл в гитаре широчайшие полифонические возможности, использовал их в своих сочинениях и описал в «Трактате о гитаре». Выдающимся педагогом гитары периода ее возрождения был итальянец Маттео Каркасси. Он настолько полно освоил особенности и возможности этого инструмента, что его школа игры на гитаре до сих пор служит для изучающих гитару одним из основных пособий.

К середине девятнадцатого века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. А для гитары наступает время упадка. Выступления гитаристов привлекают все меньше и меньше слушателей. Общественное мнение резко меняется: пойти на концерт гитариста означало явить низкий вкус. Гитару стали считать неблагородным инструментом, отвернулось от нее и большинство композиторов. Мало-помалу гитара во всех странах, разве что кроме Испании, ушла с концертных подмостков. К счастью, период упадка длился всего несколько десятилетий.

А затем начался стремительный расцвет. И начало расцвета в первую очередь связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги Эщеа. Таррега родился в 1852 году. Играть на гитаре научился с детства. Даже то, что потом он окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, не разлучило его с гитарой. Занимаясь на ней по нескольку часов в день, он виртуозно овладел всеми найденными до него приемами игры и разработал собственные.

Таррега пришел к выводу, что не раскрыта широчайшая звуковая палитра гитары, а ведь тембровая окраска звука, тончайшие звуковые нюансы важны так же, как техника исполнения. Много концертируя, Таррега прославился как выдающийся музыкант. По-новому осмыслив гитару, он способствовал тому, что она вновь обрела заинтересованных слушателей и стала концертным инструментом. Был Таррега и блестящим композитором. Написал он не очень много, но чуть ли не каждое его произведение стало классикой.

А к знаменитейшим его сочинениям «Воспоминание об Альгамбре», «Грезы», «Вариации на тему хоты» мы еще вернемся, когда будем говорить подробнее о возможностях гитары. Неоценим вклад Тарреги и в гитарную педагогику. Среди его учеников было немало известных исполнителей. Один из них, Эмилио Пухоль, сам стал впоследствии крупнейшим педагогом гитары, профессором консерваторий в Барселоне и Лиссабоне, автором книги о своем учителе и, самое главное, автором серьезнейшей школы игры на шестиструнной гитаре, которая была построена на принципах техники Тарреги. Дело, начатое Франсиско Таррегой, блистательно продолжил другой испанский гитарист — Андрее Сеговия.


автор: Неизвестный
прислал: admin

Последние комментарии

 W.A.S.P.
02:03 11.01.2010
 Pink Floyd
09:32 19.06.2009
 W.A.S.P.
22:13 02.06.2009
 Napalm Death
01:28 02.04.2009

Читай музыку

Русский рок – как все начиналось

Если существует такой жанр, как рок-музыка, которая включает в себя очень много разновидностей от поп-рока, до Heavy metal, то такое понятие, как «советский рок» отнюдь не разновидность одного стиля, это, как бы пафосно не звучало, целая эпоха в...

Фото музыкального исполнителя 15 Kb
Публикация материалов сайта возможна только при указании ссылки www.lawfate.tu1.ru.
Авторские права на дизайн принадлежат администрации сайта.
Рязань © 2003 - 2017 Designed: Paul Is Dead

обратная связь | наши друзья | экраны для батарей
iRyazan.ru - Каталог-рейтинг рязанских сайтов